На главную страницуФорумВопрос-ответКарта сайта
ПРО НАС СТРУКТУРА ПАЛАТИ ПАРТНЕРСТВО НОВИНИ СТАТТІ ЗАХОДИ КОНТАКТИ ВИБОРЧИЙ ПРОЦЕС ЛЮСТРАЦІЯ
Публікації і статті Книги і брошури Коментарі
Послуги Палати
Принципи надання послуг
Цінова політика
Перелік послуг
Cпецифіка наших послуг
Проекти
Відкриті проекти
Проекти з паролем
Департаменти
Департамент надро- і природокористування, аграрних і земельних відношень і нерухомості
Департамент фінансового, адміністративного, господарського, корпоративного, цивільного права і аудита
Департамент кримінального права і невідкладної правової допомоги
Департамент міжнародного і міжнародного економічного права
Департамент конституційного права та виборчого процесу
РЕГІОНАЛЬНІ ВІДДІЛЕННЯ
ON-LINE КОНСУЛЬТАЦІЇ
Оподаткування спадщини
Ордер адвоката
Чи правомірні вимоги МВС про обовязківість друкування заяв та талонів при реєстрації чи знятті з реєстрації місця проживання, інших правочинах?
Чи потрібно змінювати права при зміні прізвища?
Аренда земельного паю: юридичні тонкощі користування
Як отримати реєстрацію за місцем вашого фактичного проживання?
Процедура дематеріалізації випуску акцій: порядок проведення, строки та можливі труднощі
Як продати квартиру, в якій була зроблена самостійна перебудова?
Обіг наркотичних речовин: закон і порядок
Закони України
Укази та розпорядження Президента України
Постанови та Розпорядження Кабінету Міністрів України
Накази
Двосторонні міжнародні договори









Акционерный вестник Украины, № 1-2, январь - февраль 2009 г.

КОД ДОСТУПА. Как и какую информацию об обществе стоит раскрывать?

Одним из главных факторов, которые влияют на успешную деятельность акционерного общества, является возможность доступа к его информационным ресурсам. Раскрытие информации об акционерном обществе и его деятельности способствует поддержанию доверия акционеров к обществу и служит подтверждением стабильности и рентабельности такого акционерного общества. На сегодняшний момент информация представляет собой наибольшую ценность в деятельности акционерного общества, так как манипуляции нею зачастую порождают корпоративные конфликты и способствуют рейдерским атакам.

Доступ к информации акционерного общества регулируется ст. 34 Конституции Украины,  нормами Гражданского и Хозяйственного кодекса Украины, Законом Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 г. № 1576-ХІІ, Законом Украины «об информации» от 2 октября 1992г. № 2657-ХІІ, Законом Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от 30 октября 1996 г. № 448/96-ВР, а также Методическими рекомендациями относительно доступа акционеров и других заинтересованных лиц к информации об акционерных обществах,  утверждённых Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку от 26 января 2005г. № 27.

Статья 10 Закона Украины «О хозяйственных обществах» лишь устанавливает право участников акционерного общества на получение информации о деятельности акционерного общества. По требованию участника акционерное общество обязано предоставить ему для ознакомления годовые балансы, отчёты общества о его деятельности, протоколы собраний. При этом порядок и сроки предоставления такой информации Законом Украины «О хозяйственных обществах» не предусмотрен.

Кроме того, ч. 5 ст. 152 Гражданского кодекса Украины обязывает акционерное общество, которое проводит открытую подписку на акции, ежегодно публиковать для общего сведения готовой отчёт, бухгалтерский баланс, ведомости о доходах и убытках, а также другую информацию, предусмотренную законом. Более же детально порядок предоставления информации акционерным обществом предусмотрен Законом «Об акционерных обществах», который вступит в действие 30 апреля 2009г. Согласно ст. 78 Закона «Об акционерных обществах» информация акционеру предоставляется следующим образом:

1. Акционер обращается с письменный запросом о получении необходимой информации к акционерному обществу.
2. На протяжении со дня получения письменного требования корпоративный секретарь, а в случае его отсутствия – исполнительный орган акционерного общества, обязан предоставить ему заверенные копии документов. За предоставление копий документов акционерное общество может устанавливать плату, размер которых не может превышать стоимости затрат на изготовление копий документов и затрат, связанных с пересылкой документов по почте.
3. Если же запрос акционера касается документов бухгалтерского учёта, которые содержат в себе информации о значительных сделках и сделках, в которых есть заинтересованность, то информация предоставляется лишь после согласия исполнительного органа или в случаях и в порядке, предусмотренных уставом или решением общего собрания акционерного общества.

Кроме того,  любой акционер, при условии уведомления исполнительного органа не позднее чем за два рабочих дня, имеет право на ознакомление с документами в помещении акционерного общества по его местонахождению в рабочее время. Закон Украины «Об акционерных обществах» не устанавливает требований относительно содержания и порядка подачи (лично, направлением рекомендательным или ценным письмом по почте) письменного запроса. Поэтому в этом случае, следует руководствоваться п. 4 Методических рекомендаций относительно доступа акционеров и других заинтересованных лиц к информации об акционерных обществах, утверждённых Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку от 26 января 2005г. № 27. Согласно п. 4 запрос пишется в письменной свободной форме,  но при этом должен содержать в себе:

- фамилию, имя, отчество – для физического лица;
- полное наименование и код ЕГРПОУ – для юридического лица;
- для акционеров – количество акций, которыми он владеет, и процент в уставном капитале;
- адрес, по которому должен быть направлен ответ;
- подпись.
Запрос юридического лица составляется на письменном бланке, подписывается руководителем и скрепляется печатью.
Статья 78 Закона Украины «Об акционерных обществах» обязывает публичное (открытое) акционерное общество должно иметь свою собственную веб-страницу в Интернете, где размещать информацию, которая подлежит публикации согласно действующему законодательству Украины, а также информацию, которая определена п. 1-3, 5,6, 10,11, 13-16 части 1 ст. 77 Закона Украины «Об акционерных обществах».

При этом часть 5 ст. 78 Закона Украины «Об акционерных обществах»  обязывает акционерное общество раскрывать информацию согласно действующему законодательству Украины, тем самым, давая «зелёный свет» новой волне рейдерских захватов, если учесть насколько нормативные акты Украины противоречат друг другу.

Методические рекомендации относительно доступа акционеров и других заинтересованных лиц к информации об акционерных обществах, утверждённые Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку от 26 января 2005г. № 27 более детально характеризуют порядок предоставления информации акционерным обществом. Во-первых, Рекомендации разграничивают субъектов, которым предоставляется информация на акционеров и заинтересованных лиц. Согласно абзацу 5 п. 1.5. Методических рекомендаций кроме акционеров, право на получение информации имеют: 1)   потенциальные инвесторы; 2) кредиторы; 3) контрагенты по сделке; 4) другие лица, которые выразили заинтересованность в получении необходимой информации.

Во-вторых, Рекомендации делят предоставляемую информацию на два вида – информацию об акционерном обществе и существенную информацию. Информация об акционерном обществе включает в себя документированные или публично оглашённые ведомости о событиях и явлениях, которые произошли и/или происходят в акционерном обществе. Информация об акционерном обществе раскрывает ведомости об обществе, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах общества. Существенная информация включает в себя информацию о существенных изменениях в деятельности акционерного общества.

В-третьих, если Закон «Об информации» делит информацию на открытую информацию открытым и информацию с закрытым доступом, которая в свою очередь подразделяется на конфиденциальную и тайную, то Методические рекомендации подразделяют информацию на информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну. Перечень информации, которая составляет коммерческую или служебную тайну, устанавливается в соответствии с действующим законодательством уставом акционерного общества и внутренним положением общества о коммерческой или служебной тайне. Согласно ст. 505 Гражданского кодекса Украины коммерческой является такая информация, которая является секретной в том понимании, что она в целом или полной форме и совокупности её составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с таким видом информации , к которому она принадлежит, и в связи с этим имеет коммерческую ценность и была предметом адекватно существующих обстоятельств относительно её секретности, предпринятых лицом, которое законно контролирует такую информацию.

При этом следует учитывать, что согласно абз. 2 Постановления Кабинета Министров Украины «О перечне ведомостей, которые не составляют коммерческую тайну», коммерческую тайну не составляют следующие документы:

- уставные документы, документы, которые разрешают заниматься предпринимательской деятельностью и отдельными её видами;
- информация относительно всех форм государственной отчётности;
- данные, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
- ведомости о численности и составе работающих и их заработной плате;
- документы об оплате налогов и сборов;
- документы о платежеспособности;
- другие ведомости, которые согласно действующему законодательству Украины подлежат разглашению.

Конфиденциальная же информация согласно ст. 30 Закона Украины «Об информации», представляет собой ведомости, которые находятся во владении, пользовании и распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяется в зависимости от их желаний и предусмотренных условий. В-четвёртых, Методические рекомендации устанавливают следующий вид информации с ограниченным доступом – инсайдерскую информацию. Согласно п. 7 Рекомендаций инсайдерской считается любая неопубликованная информация об эмитенте, его ценных бумагах или договорах о них, которая в случае опубликования может повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг этого эмитента. Перечень инсайдерской информации также должен устанавливаться внутренними документами Носителями инсайдерской информации являются действующие или бывшие члены наблюдательного совета, члены исполнительного органа акционерного общества, руководители и работники тех структурных подразделений акционерного общества, которые владеют нею, документами и фактическими данными в связи с исполнением  своих обязанностей. Таким лицам запрещается разглашать доступную им инсайдерскую информацию и осуществлять операции с использованием инсайдерской и конфиденциальной информации.

Статья 62 Закона Украины «Об акционерном обществе» запрещает должностным лицам акционерного общества разглашать информацию, которая содержит коммерческую тайну, а также конфиденциальную информацию о деятельности акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных законом.  При этом органы государственной власти и правоохранительные органы зачастую злоупотребляют своими правами, очень часто необоснованно истребуя у юридических лиц информацию, которая носит конфиденциальный характер (содержащую коммерческую тайну). Поэтому получив подобного рода запрос,  должностным лицам акционерных обществ следует особое внимание обратить на юридические обоснования, на которые ссылается орган государственной власти, при необходимости получения данной информации.

К примеру, Служба безопасности Украины согласно ст. 25 Закона Украины «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г. № 2229-ХІІ, может обращаться с письменным запросом и требованиями относительно получения документов у акционерного общества лишь на основании письменного руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины и лишь в том случае, если они необходимы для обеспечения государственной безопасности Украины, или связаны с применением мер относительно борьбы с терроризмом. Органы государственной налоговой службы Украины в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 4 декабря 1990г. № 509-ХІІ, имеют право получать пояснения относительно вопросов, которые возникают во время проведения проверок; получать справки и (или) документы о наличии банковских счетов; при проведении проверок изымать копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, которые свидетельствуют об укрывательстве (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных платежей), а при проведении ареста активов налогоплательщика на основании решения суда - изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов с описью, которая скрепляется подписями представителя органа государственной налоговой службы и налогоплательщика, и оставлением копий таких документов налогоплательщику. При этом органам налоговой службы Украины запрещено изымать документы, которые не подтверждают факты нарушения законов Украины о налогообложении.

Статья 62 Закона Украины «Об акционерных обществах» устанавливает, что должностные лица органов акционерного общества должны действовать в интересах общества и придерживаться требований законодательства, положений устава и других документов. При этом должностные лица органов акционерного общества несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу своими действиями (бездействием) в соответствии с законом. При этом какая мера ответственности устанавливается за неправомерное разглашение и использование информации Закон «Об акционерных обществах» не устанавливает.

Согласно ст. 17 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 7 июня 1996г. № 236/96-ВР под разглашением информации подразумевается ознакомление другого лица без согласия лица, уполномоченного на это, с ведомостями что в соответствии с действующим законодательством Украины составляет коммерческую тайну, лицом, которому такие ведомости были доверены в установленном порядке или стали известны в связи с исполнением служебных обязательств, если это причинило или могло причинить вред субъекту. Согласно ст. 21 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» за такие неправомерные действия юридических лиц предусмотрено наложение штрафа Антимонопольным комитетом Украины, его территориальными отделениями в размере до трех процентов выручки от реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг хозяйничающего субъекта, за последний отчетный год, который предшествовал году, в котором налагается штраф.

Статьями 231, 232, 2321 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за незаконный сбор с целью использования (коммерческий шпионаж) или использования сведений, которые составляют коммерческую тайну, и за разглашение коммерческой тайны. Согласно ст. 231 Уголовного кодекса Украины преднамеренные действия, направленные на получение сведений, которые составляют коммерческую или банковскую тайну, с целью разглашения или другого использования этих сведений, а также незаконное использование таких сведений, если это повлекло существенный вред субъекту хозяйственной деятельности карается штрафом от двухсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли сроком до пяти лет, или лишением свободы сроком до трех лет.

Если же было осуществлено преднамеренное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если оно совершенно из корыстных или других личных мотивов и нанесло существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, то согласно 232 Уголовного кодекса Украины такие действия караются штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или же лишением свободы на тот же срок.

Согласно ст. 232 1 Уголовного кодекса Украины преднамеренное разглашение или другое использование не опубликованной или не обнародованной другим способом информации об эмитента, его ценные бумаги или сделки относительно них (инсайдерская информация) лицом, которому эта информация известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если оно нанесло существенный материальный вред интересам государства или интересам юридических или физических лиц, -  карается ограничением воли сроком до трех лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.

Но при этом на практике довольно сложно выявить, кто же из должностных лиц органов акционерного общества допустил утечку информации, или же неправомерно ей воспользовался,  чтобы привлечь его к ответственности. Поэтому в Законе Украины «Об акционерных обществах» следовало бы более подробно сакцентировать внимание на порядке привлечения к ответственности за разглашение информации, которая составляет коммерческую или служебную тайну и контроле по распространению.


підбірка нормативно-правових актів, якими регулюються питання соціального захисту переселенців, надання їм різних видів пільг та державної допомоги.
Детальніше


Афоризми
Видишь, как там судья издевается над глупым вором? Заставь перемениться местами. Раз, два, три. Где теперь судья, где вор?
Уильям Шекспир

Відгуки і рекомендації
Андрей Мизовец,
президент ассоциации «Газовые трейдеры Украины»
Национальная правовая палата - это профессионалы, за которыми стоят реальные успешные проекты.
Детальніше


Як позначиться на результатах місцевих виборів введення мажоритарної системи?
Не змінить ситуацію
Склад рад стане "чистіше"
Необхідна змішана система виборів



Особистий кабінет

Логін
Пароль
 



  Надрукувати

© 2007-2008 Copyright Национальная Правовая Палата. Использование материалов данного сайта допускается только при наличии письменного разрешения
Разработка сайта - CodEX World Studio