Надія Рибальченко | Київ | "ЮРЛІГА", 19 вересня 2012 р.
Административные услуги: получаем по-новому
Юрисконсульт Национальной правовой палаты прокомментировала для ЮРЛИГИ основные положения и недостатки принятого в начале осени Закона об административных услугах. 6 сентября 2012 года Верховная Рада приняла в целом Закон «Об административных услугах» (законопроект № 9435) с учетом всех предложений В.Януковича. Данный Закон направлен на подпись Президенту. Напомним, что ранее он дважды ветировался из-за наличия замечаний у Главы государства. Закон об админуслугах определяет понятие административной услуги, субъекта обращения за такой услугой, субъекта предоставления административной услуги, сроков и порядка ее предоставления. Сами административные услуги предоставляются непосредственно через центры предоставления административных услуг с помощью администраторов и/или через Единый государственный портал административных услуг, на котором они предоставляются в электронной форме с помощью Интернета. Существенным преимуществом принятого Закона является то, что он запрещает субъекту предоставления административной услуги требовать от обратившегося документы или информацию, находящуюся во владении субъекта предоставления административных услуг или государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений или организаций, которые находятся в сфере их управления. Отныне субъект предоставления административной услуги обязан самостоятельно получить такие документы или нужную ему информацию, обратившись в соответствующие органы. Важно отметить, что действие Закона не распространяется на общественные отношения в сфере осуществления государственного надзора (контроля), метрологического контроля и надзора, аккредитации органов по оценке соответствия, дознания, досудебного следствия, оперативно-разыскной деятельности, судопроизводства, исполнительного производства, нотариальных действий, исполнения наказаний, доступа к публичной информации, применении законодательства о защите экономической конкуренции, осуществления деятельности, касающейся государственной тайны, приобретения прав на конкурсных основах и приобретения прав относительно объектов, ограниченных в гражданском обороте. Право на получение административной услуги имеет физическое лицо, в том числе физлицо-предприниматель, независимо от регистрации его места проживания или места пребывания, кроме случаев, установленных законом. Юридическое лицо имеет право на получение админуслуги или обратившись по месту своего нахождения, или в случаях, предусмотренных, законом, в зависимости от места осуществления деятельности или местонахождения соответствующего объекта. При этом Закон «Об административных услугах» содержит ряд неточностей и недостатков. Во-первых, как это парадоксально не звучит, но в Законе отсутствует перечень административных услуг, а также граничный срок их предоставления. Часть 2 ст. 5 и часть 2 ст. 10 Закона ссылаются на то, что такой перечень и сроки утверждаются отдельным законом. Обязанность подготовки проекта такого закона возлагается на Кабинет Министров Украины. Во-вторых, Законом не урегулирован размер и порядок взимания платы за предоставление административной услуги (административного сбора). Этот механизм так же должен утверждаться отдельным законом, проект которого должен разработать тот же Кабмин. В-третьих, реализация Закона потребует колоссального времени. В частности, для того, чтобы Единый государственный портал административных услуг начал функционировать, Порядок его ведения должен быть разработан и утвержден Кабинетом Министров. Он же должен определить порядок ведения Реестра административных услуг. И, наконец, перечень и требования к документам, необходимых для получения административной услуги, должны определяться отдельным законом. И всё перечисленное выше, конечно же, потребует немалых финансовых затрат. Основная цель принятия Закона Украины «Об административных услугах» - уход от бумажной волокиты и потери времени в государственных и местных органах, которые тратятся на получение дополнительных и, зачастую ненужных, услуг. Если же Закон действительно заработает, процедура получения необходимых документов или услуг существенно упростится и улучшится. Надежда Рыбальченко, юрисконсульт Национальной правовой палаты "ЮРЛИГА"
|