ЗАКОН, КОТОРЫЙ НЕ СТАЛ ОСНОВНЫМ
Украина отпраздновала День Конституции, который принято отмечать со всей торжественностью — это даже «красный день календаря». Но никаким пафосом не скрыть разногласия в высших эшелонах власти, принявшие системный характер еще и потому, что все годы Независимости каждая из ветвей не только трактует по-своему Конституцию Украины, но и перекраивает Основной закон под сиюминутные персональные выгоды.
Миру не известны случаи, чтобы архитекторы меняли фундамент внушительных строений, не уничтожив надстройку. Его можно лишь укрепить, как это сделали, например, в Самарканде с одной из грозивших упасть башен. Но еще не было случая в зодчестве, чтобы преобразователи колдовали над основой, а само здание тем временем болталось в воздухе. Меж тем именно такой образ иллюстрирует происходящее с Основным законом Украины, которая вот уже много лет находится в подвешенном состоянии и, как накачанный гелием воздушный шарик, плывет, куда ветер подует.
Время перемен В 1991 году начался парад суверенитетов бывших республик СССР, каждая из которых провозглашала себя отдельным государством и, следовательно, должна была определять собственный кон-ституционный строй. Конституция независимой Украины создавалась Конституционной комиссией во главе с Леонидом Кравчуком. Основной закон должен был соответствовать положениям Декла-рации о суверенитете (16.07.1990) и Акта провозглашения независимости Украины (24.08.1991), которые определяли самостоятельность республики, неприкосновенность границ, собственные Воору-женные Силы, внутренние войска и органы государственной безопасности, подчинявшиеся Верховной Раде. Не ломая голову, державные мужи вносили изменения и дополнения в Конституцию быв-шей УССР.
Основной закон независимой Украины превратился в горючую смесь из устоев разрушенного государства «победившего социализма» и туманных представлений об основе капиталистического здания, которое еще только предстояло возвести. Реализовались положения, которые определяли Украину независимым государством. Право же народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством соблюдалось лишь на бумаге и ограничилось кампанией с ваучерами, скупаемыми за копейки, а то и отдаваемыми под пустые бумажки.
Вериги старой Конституции, принятой еще в апреле 1978 года, не позволяли новой законодательной власти легализовать перемены. Исполнительная же власть, обязанная охранять закон, встала над ним и жила по собственным понятиям. Благодаря такому феномену в обществе воцарилась анархия. Нувориши — кто из партийной номенклатуры, кто из уголовного мира — сколачивали перво-начальный капитал с помощью «стартовых пистолетов», но не законов. А народ вдруг обнаружил, что для выживания ему остался один закон — «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Такое положение вещей вдребезги разбило гражданское правосознание населения, дезориентировало стражей закона, породив в их профессиональной среде ощущение бессилия и продажность.
В официальной трактовке новейшей истории Украины это время — с июля 1990 г. по июнь 1995-го — назвали периодом создания временного конституционного порядка. Который каждая из со-ревнующихся группировок совершенствовала дополнениями и изменениями «под себя». Накопилось около 200 противоречащих друг другу поправок.
Стратегические хитрецы Однако заматеревшим олигархам уже хотелось стабильности, для чего необходимо было создать работающие законы. Но сначала тре6овалось развести ветви власти, определить функции ка-ждой и заставить работать. Возникла необходимость в Конституции не только «незалежной», но и сугубо капиталистической. Однако большинство в парламенте составляли левые силы, торпеди-ровавшие «покушения» на всевластие советов, куда все больше проникали представители финансово-олигархических группировок, лоббирующие их интересы. Парламент тогда делился на при-мерно равные группировки: пропрезидентскую и проспикерскую, а шансы их лидеров оценивались как «50 на 50».
Чтобы удержать свое верховенство, президентским Указом 1994 года «О государственной власти и местном самоуправлении» Леонид Кучма не только закрепил разделение и независимость ветвей власти, но и получил право назначать правительство и премьер-министра. Кучма выстроил свою вертикаль и в регионах, но ценой перемирия между законодательной и исполнительной властью, оформившегося в Конституционный договор. Подписанный 8 июня 1995 года Кучмой и спикером Верховной Рады Александром Морозом документ сохранял паритет до принятия новой Конституции.
Кучма попытался прочно утвердить свои полномочия «Законом о власти», но неудача заставила его начать настоящую игру. В 1996 году Леонид Кучма поставил Верховную Раду перед суровым выбором: парламент берет его вариант Конституции с принятием на референдуме или досрочные президентские и парламент-ские выборы. Зная свою непопулярность, парламентарии почуяли, что могут вовсе потерять власть, и пошли с Президентом на мировую. Всю ночь они сидели в сессионном зале, и в 10.00 28 июня Кон-ституция была принята. Но она не уменьшила кавардак в стране. Советское законодательство — земельное, жилищное, трудовое, уголовное, хозяйственное, гражданское, налоговое — продолжало действовать, несмотря на противоречия с новой редакцией. Ничего с неразберихой не мог поделать даже созданный для этого Конституционный Суд. Зато выиграла исполнительная власть прези-дентской вертикали, чиновники которой всегда могли повернуть закон в свою пользу.
Замороженная власть Проигравшие инициировали движение «Украина без Кучмы», направленное на уничтожение «антинародного режима». Изменив соответствующие статьи Конституции, они собирались подчинить исполнительную власть парламенту, лишив Президента политического и административного могущества. Но это им удалось лишь в 2004 году, когда сосредоточивший в своих руках все рычаги власти (несмотря на Майдан) Леонид Кучма позволил Виктору Ющенко стать своим преемником. Политреформа Мороза вернула парламенту право назначать министров. Мажоритарную систему выборов сменили на партийную. Так теряющие популярность левые партии цеплялись за ускользающую власть. Основные же игроки — правые и центристы — закрутили карусель «коалициад», «премьериад» и досрочных выборов. Конституция не просто не работала — над ней откровенно глумились. А президент Ющенко с прочими политическими субъектами на досрочных выборах 2007 года установил «право» становиться выше Конституции и законов. Однако Ющенко предпочитает не напоминать, что в 2004 году изменения в Конституцию вносились в обмен на третий тур президентских выборов, который и принес ему желанную победу. При этом большинство политиков предрекали проблемы, с которыми столкнется Президент, если изменения в Основной закон все-таки будут приняты. Президент оставался главой государства, контролировал МИД и силовые структуры, назначал губернаторов, но у него появлялся противовес в лице премьер-министра.
В итоге на сегодняшний День Конституции страна получила двух заклятых «друзей» из правого лагеря. За тем, как они перетягивают канат, бдительно следит центристская сила, готовая в любой момент встать на место проигравшего, кто бы им ни оказался.
Новый вираж Чтобы разрешить этот спор нынешних борцов за власть, снова обращаются к Конституции. О необходимости новой редакции говорят и Президент, и премьер, и оппозиция в надежде перетянуть одеяло на себя. И конечно же все делается с целью провести «демократические перемены».
Работа над каждым из вариантов шла стахановскими темпами, пока не замаячила новая угроза досрочных парламентских выборов, с одной стороны, и не стартовала де-факто президентская гонка. Пока будущая расстановка сил ведущим политическим игрокам не ясна, они не определились, за какую ветвь власти следует им «стараться». В результате конституционный процесс оказался под угрозой срыва и, вместо того чтобы стать средством разрешения политического кризиса, превратился в фактор его обострения.
Возник украинский феномен: Конституция стала «аварийным механизмом», к которому стороны политического противостояния прибегают на пике напряженности, как полководцы к резервному полку во время решающей битвы. Надстройка государственного здания действительно зависла в воздухе над фундаментом, который грозит стать рекордным долгостроем.
Татьяна Яшина, "Социалистическая Харьковщина", № 26 от 27 июня 2008 г.
|