На главную страницуФорумВопрос-ответКарта сайта
ПРО НАС СТРУКТУРА ПАЛАТИ ПАРТНЕРСТВО НОВИНИ СТАТТІ ЗАХОДИ КОНТАКТИ ВИБОРЧИЙ ПРОЦЕС ЛЮСТРАЦІЯ
Послуги Палати
Принципи надання послуг
Цінова політика
Перелік послуг
Cпецифіка наших послуг
Проекти
Відкриті проекти
Проекти з паролем
Департаменти
Департамент надро- і природокористування, аграрних і земельних відношень і нерухомості
Департамент фінансового, адміністративного, господарського, корпоративного, цивільного права і аудита
Департамент кримінального права і невідкладної правової допомоги
Департамент міжнародного і міжнародного економічного права
Департамент конституційного права та виборчого процесу
РЕГІОНАЛЬНІ ВІДДІЛЕННЯ
ON-LINE КОНСУЛЬТАЦІЇ
Оподаткування спадщини
Ордер адвоката
Чи правомірні вимоги МВС про обовязківість друкування заяв та талонів при реєстрації чи знятті з реєстрації місця проживання, інших правочинах?
Чи потрібно змінювати права при зміні прізвища?
Аренда земельного паю: юридичні тонкощі користування
Як отримати реєстрацію за місцем вашого фактичного проживання?
Процедура дематеріалізації випуску акцій: порядок проведення, строки та можливі труднощі
Як продати квартиру, в якій була зроблена самостійна перебудова?
Обіг наркотичних речовин: закон і порядок
Закони України
Укази та розпорядження Президента України
Постанови та Розпорядження Кабінету Міністрів України
Накази
Двосторонні міжнародні договори









«МИТРОФАНУШЕК» — НА ПОТОК!

Всеобщая профанация образования в ближайшем будущем превратит украинский народ в тупое покорное быдло. Если судить по количеству обладателей вузовских дипломов, с каждым годом после развала СССР в Украине появляется все больше мудрых голов. Однако жизнь при этом становится все хуже и хуже. С точки зрения здравой логики, никакого феномена в этом нет, поскольку добрая половина новоиспеченных инженеров не имеют вразумительного понятия о биноме Ньютона. С «инженерами человеческих душ» дела обстоят еще плачевней. Недавно один такой с пеной у рта доказывал автору этих строк, что после «Сонячних кларнетів» Павло Тычина, прожив при «совке» еще почти полвека, не написал больше ни строчки — «ввиду идеологических гонений». О том, что известный поэт, лауреат, депутат и прочее, благополучно избежав репрессий, в сталинские сороковые целых пять лет возглавлял наркомат просвещения УССР, дипломированный филолог не слышал и краем уха.

Увы, но в подобной дремучести мы ныне сравнялись с Америкой — догнали и даже перегнали. И, к сожалению, продолжаем по-холуйски подобострастно равняться на нее. Во всем. И что касается образования — тоже. Однако о «прелестях» модульного обучения и Болонской конвенции речь ниже. А сейчас вкратце о том, как сегодняшняя украинская власть продолжает уродовать отечественную систему народного обра-зования.

Школа
Советской десятилетки, апробированной временем, Украине уже мало. Ее курс растянулся на 12 годков, а всеобщее среднее теперь составляет 9 классов. И если в 1980-м молодой солдат, вчерашний выпу-скник СПТУ, становился квалифицированным механиком-водителем танка за 6 месяцев «учебки», то нынешнему воину с дипломом тракториста для этого нужен год. Пусть это не лучший пример, но он на-глядно демонстрирует дефицит системного мышления нынешней «продвинутой» молодежи. Знания и навыки должны подаваться системно — вот главный постулат совет¬ского среднего образования. В старом школьном курсе математика, химия, физика были единым блоком. Поэтому даже троечник, вступая во взрослую жизнь, четко воспринимал мир как сложную взаимосвязанную систему, ясно сознавая, что, как и почему происходит. Конечно, советское образо-вание было далеко от идеала, но оно давало главное: приучало детей и молодежь думать системно и самостоятельно. К тому же цельность знаний, пусть и минимальных, куда важнее разрозненных «вершков» из разных дисциплин. Принцип «от простого к сложному» соблюдался свято. Теперь же вместо него царит полный кавардак. Чего стоит, например, изучение оптики и астрономии в средних классах! Раньше азы этой науки, требующей основательных знаний физики и математики, преподавали лишь на последнем году школы. А учебники… Впрочем, они — отдельная очень больная тема, к которой мы еще вернем-ся на своих страницах. Сегодня же речь о том, что недостаток системного образования из средней школы легко перекочевывает в высшую, что породит со временем серьезные проблемы в обществе и стране в целом.

«Абитура»
И то ли еще будет. Особенно если учесть охватившую Украину в этом году беду под названием «внешнее независимое тестирование». Ведь по своей сути она — сплошная профанация образования. Не надо парить голову на экзамене, готовя осмысленный устный ответ — достаточно, как в телешоу, угадать нужный вариант. Но и это еще полбеды. Об истории вопроса. Внешнее тестирование в Украине в порядке эксперимента ввели в отдельных школах в 2002-м. С этого года оно обязательно для всех выпускников школ, желающих поступить в вуз. Минимально необходимое для сдачи документов в вуз количество бал-лов — 124 по 200-балльной шкале.

Уже «первая ласточка» показала слабые знания каждого пятого кандидата в абитуриенты. Из 512 тысяч протестированных почти 100 тысяч недобрали заветных баллов. Однако министр образования и нау-ки Украины Иван Вакарчук равняется не на них, а на 51 % тех, кто получил более 150 баллов. «Это свидетельствует о высоком уровне подготовки и учебы в общеобразовательных школах»,— гордо блеснул цифрой министр на недавней пресс-конференции в Кабмине. А еще заметил, что с комплектацией вузов проблем не возникнет, поскольку госзаказ сейчас — аж 145 тысяч первокурсников. Остальные 267 тысяч могут стать студентами-контрактниками. Но при этом существует и иная арифметика: если за один только год столько абитуриентов вольются в студенческие ряды, то кому лет через пять будут нужны эти легионы молодых специалистов с вузовскими дипломами?

Для сравнения. В этом году в самый престижный вуз бывшего Союза, Московский государственный университет, на бюджет примут четыре тысячи человек. И лишь две тысячи студентов будут учиться на контрактной основе. Причем, в основном, не граждане России. Но самое главное в нашем тестировании, что оно не зафиксировано законодательно. На момент его проведения в законах о среднем и высшем образованиях вообще не было такого термина, как «независи-мое внешнее тестирование». Однако отсутствие правовой почвы под ногами, похоже, абсолютно не смущает украинских чиновников от образования. Тем более что ажиотаж, вызванный небывалой доселе про-стотой поступления в вузы, гарантирует учебным заведениям невиданные доселе доходы. В том числе и теневые. Правда, признавать это в Министерстве образования и науки не хотят. Наоборот, на пресс-конференции в Кабмине Вакарчук уверил журналистов, что высшая школа наконец-то стала «белой и пушистой», а взяточников в вузах теперь будут узнавать по «красным ушам и заплаканным от мук совести глазам». Что ж, пан Иван, оказывается, наивный идеалист. Особенно если учесть, что когда журналисты не сдержали искренний смех, министр добавил к сказанному: «Зачем быть такими циничными? Почему мы утратили доверие к человеку?..»

Информация к размышлению
Действительно — этим летом прокуратура пока что не возбудила ни одного уголовного дела по факту мздоимства в период вступительной кампании. Но сие еще не означает, что в украинских университетах и академиях наконец-то восторжествовало законопослушание. А может, выражаясь словами киноклассики, «все уже украдено до нас»? На такую мысль наводит подозрительная скоропалительность неузаконенной затеи с обязательным тестированием. Которая, если вникнуть, просто Клондайк для централизованного взяточничества. Ведь если ранее мзду по сути вымогали (не подмажешь — не поступишь в конкретный вуз), то теперь стратегия в корне изменилась. Желаешь поступить — нет проблем: давай раз — и поступай куда хочешь! Вдобавок ни один взяткодатель, добровольно запуливший деньги за то, чтобы его любимое чадо набрало необходимый для престижного вуза высокий балл, в милицию не побежит, поскольку такой тест мигом аннулируют — и прощай мечта о поступлении. А взятку… Так ее еще доказать надо!

Для сравнения. В соседней России до аналогичных украинским новшеств уже дошли, но осуществлялось это поэтапно, на протяжении нескольких лет. Однако по-прежнему в некоторых вузах страны, например в МГУ, при поступлении учитывают сначала оценки на вступительных, а потом уже результаты Единого государственного экзамена по русскому языку и математике. Баллы ЕГЭ складываются с вступительными, переве-денными в 100-балльную систему, и по сумме общих баллов устраивается конкурс. Пока что это эксперимент в отдельно взятом вузе — раньше МГУ вообще не учитывал результаты ЕГЭ. В большинство же вузов России с 2008 года можно поступить только по сертификату ЕГЭ, без экзаменов, но это нерейтинговые заведения. Вузы с именем предпочитают набирать студентов по результатам собственных испытаний или комплексно, как МГУ.

Вуз
Даже если молодому украинцу повезло поступить в престижное отечественное высшее учебное заведение, это не значит, что по его окончании он сможет похвастаться действительно добротным образова-нием. Дело в том, что по дороге в Евросоюз Украина, слепо всунувшись в Болонскую конвенцию, приобрела гораздо меньше, чем потеряла. Ведь так называемая модульная система образования не способна воспитать масштабно мыслящего специалиста. Профи в узкой специализации — это пожалуйста, а вот универсала… В Америке по этому поводу уже много лет популярен анекдот: «Идут два студента-медика с клизмой. «Вы зачем вдвоем?» — «Я знаю, как клизму ставить, а он знает, куда именно». И это было бы действительно смешно, если бы не касалось сегодняшней Украины. Получив вместо знаний лишь узко-профильные навыки, человек неизбежно превращается в специалиста, крайне удобного для работодателя. И вдобавок дешевого, умеющего выполнять лишь ограниченный набор функ¬ций, а значит, получить за свой труд меньше денег. К тому же массовое сведение к минимуму способности гражданина к критическому мышлению неизбежно закончится вырождением гражданского общества в тупое покорное быдло. Людям с навыками, но без знаний не нужна истинная свобода, их устраивает биологическая.

Яркий пример — та же Америка: подданные Штатов уже давным-давно живут, выбирая между гамбургером и гам-бургером (читай: между демократами и республиканцами, которые мало-помалу довели США до экономического и политического кризиса). Ведь ничего не зная, нельзя на что-либо претендовать. Однако вер-немся в наши палестины, где ударными темпами гробится высшая школа. Уровень интеллекта преподавательского состава с каждым годом неуклонно снижается. Купившие свои дипломы, а потом и научные степени доктора и кандидаты наук «отбивают» затраченное поборами со студентов. Изнашивается материальная база вузов, а их специализация и численность обучающихся часто не соответствуют реальному рынку вакансий (который, к слову, государство так и не может спланировать на ближайшие пять-десять лет). В многочисленных региональных филиалах, практикующих «дистанционное» образование, дипло-мы фактически продаются и покупаются. И если сегодня в срочном порядке не положить этому конец, вернувшись в своем развитии лет на тридцать назад, к советской системе подготовки кадров, Украину в обозримом будущем ожидают глобальные потрясения. Ведь профанация образования чревата профанацией кадровых назначений, а это — полный развал управления государством. Увы, но те, кто рулит дер-жавой сейчас, не сильно озадачиваются тем, что останется после них. Им главное Украину, как болонку, по Болонской системе побыстрее выдрессировать.

Андрей Федоренко, "Социалистическая Харьковщина", № 30


підбірка нормативно-правових актів, якими регулюються питання соціального захисту переселенців, надання їм різних видів пільг та державної допомоги.
Детальніше


Афоризми
Бедность - корень беспорядков в стране.
Мо-Цзы

Відгуки і рекомендації
Андрей Мизовец,
президент ассоциации «Газовые трейдеры Украины»
Национальная правовая палата - это профессионалы, за которыми стоят реальные успешные проекты.
Детальніше


Як позначиться на результатах місцевих виборів введення мажоритарної системи?
Не змінить ситуацію
Склад рад стане "чистіше"
Необхідна змішана система виборів



Особистий кабінет

Логін
Пароль
 



  Надрукувати

© 2007-2008 Copyright Национальная Правовая Палата. Использование материалов данного сайта допускается только при наличии письменного разрешения
Разработка сайта - CodEX World Studio