На главную страницуФорумВопрос-ответКарта сайта
ПРО НАС СТРУКТУРА ПАЛАТИ ПАРТНЕРСТВО НОВИНИ СТАТТІ ЗАХОДИ КОНТАКТИ ВИБОРЧИЙ ПРОЦЕС ЛЮСТРАЦІЯ
Послуги Палати
Принципи надання послуг
Цінова політика
Перелік послуг
Cпецифіка наших послуг
Проекти
Відкриті проекти
Проекти з паролем
Департаменти
Департамент надро- і природокористування, аграрних і земельних відношень і нерухомості
Департамент фінансового, адміністративного, господарського, корпоративного, цивільного права і аудита
Департамент кримінального права і невідкладної правової допомоги
Департамент міжнародного і міжнародного економічного права
Департамент конституційного права та виборчого процесу
РЕГІОНАЛЬНІ ВІДДІЛЕННЯ
ON-LINE КОНСУЛЬТАЦІЇ
Оподаткування спадщини
Ордер адвоката
Чи правомірні вимоги МВС про обовязківість друкування заяв та талонів при реєстрації чи знятті з реєстрації місця проживання, інших правочинах?
Чи потрібно змінювати права при зміні прізвища?
Аренда земельного паю: юридичні тонкощі користування
Як отримати реєстрацію за місцем вашого фактичного проживання?
Процедура дематеріалізації випуску акцій: порядок проведення, строки та можливі труднощі
Як продати квартиру, в якій була зроблена самостійна перебудова?
Обіг наркотичних речовин: закон і порядок
Закони України
Укази та розпорядження Президента України
Постанови та Розпорядження Кабінету Міністрів України
Накази
Двосторонні міжнародні договори









Акционерное общество: создать, реорганизовать и ликвидировать

Анна Гранкина
Анна
Гранкина, руководитель Департамента административного, хозяйственного, корпоративного и гражданского права Национальной правовой палаты

"Акционерный вестник Украины", № 2(2), 2008 г.

 

  

Крупная компания с внушающими показателями прибыли – дело не одного дня и года. На сегодняшний день многие юридические и физические лица предпочитают создавать акционерное общество (далее по тексту - АО) с целью формирования мощного предприятия с возможностью регулирования финансовых потоков общества с помощью распространения, продажи акций на фондовом рынке. Для начинающих предпринимателей прежде всего обозначим, что  акционерное общество является одним из форм хозяйственных обществ и принадлежит к предпринимательским обществам, которые осуществляют деятельность с целью получения прибыли и дальнейшего распределения между участниками. Хозяйственным обществом является юридическое лицо, уставной капитал которого поделен на части между участниками. Также отметим, что акционерное общество как форма хозяйственного общества характеризуется тем, что уставной капитал акционерного общества поделенный на обозначенное количество акций одинаковой номинальной стоимости (акционерное общество единственное среди других хозяйственных обществ имеет право выпускать акции).

Решение принято

Итак, не вдаваясь в подробности, чем мотивируется решение предпринимателя создавать акционерное общество, учтём свершившийся факт – решение принято. Уже на первой стадии размышлений о создании АО важно ознакомиться с многочисленными актами законодательства, регулирующими создание, реорганизацию и ликвидацию АО. 

Специалисты Национальной правовой палаты основными актами законодательства, регулирующими учреждение, реорганизацию и ликвидацию АО, называют следующие:

·        Конституция Украины – Конституция Украины, утверждена Законом Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР

·        ХКУ– Хозяйственный кодекс Украины от .06.83 г. № 5464-X

·        ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 р. № 435-IV

·        Закон № 1576-XII – Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г. №  1576-XII.

·        Закон № 3480-IV – Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 р. №3480-IV

·        Закон № 755-IV – Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 15.05.2003г. № 755-IV

·        Закон №    - Закон Украины «О возобновлении платежеспособности должника либо признании его банкротом»

·        Положение №221 - Решение ГКЦБФР « Об утверждении Положения о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ».

·        Положение №942 - Решение ГКЦБФР «Об утверждения Положения о порядке регистрации выпуска акций» от 26.04.2007г. №942

Кроме того, специальной нормой законодательства Украины, регулирующей правила создания, деятельности, а также права и обязанности участников и учредителей акционерного общества является Закон №1576-XII. Ст. 24 Закона установлено, что акционерным признается общество, которое имеет уставной (составленный) капитал, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только имуществом общества.  Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах надлежащих им акций. В случаях, предусмотренных уставом, акционеры, которые не полностью оплатили акции, несут ответственность по обязательствам общества также в пределах неуплаченной суммы.

             Принимая решение о создании АО следует знать, что общая номинальная стоимость выпущенных акций составляет уставной (составленный) капитал акционерного общества, который не может быть менее суммы, эквивалентной 1250 минимальным заработным платам, исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания акционерного общества. На сегодняшний день, минимальный размер уставного капитала для создания АО составляет 656 250 гривен.

В отличии от ГКУ, в котором употребляется термин «уставной капитал», в Законе №1576-XII применяется термин «уставной фонд». Уставной капитал акционерного общества создается из стоимости вкладов акционеров, сделанных в следствии покупки ними акций. Частью 2 ст. 115 ГКУ обозначено, что вкладом в уставной фонд хозяйственного общества могут быть денежные средства, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, которые имеют денежную оценку, если другое не установлено законом.

Справочно:

В соответствии со ст.6 Закона № 3480-IV акция - это именная ценная бумага, которая удостоверяет имущественные права его собственника (акционера), включая право на получения части прибыли акционерного общества в виде дивидендов и право на получение части имущества акционерного общества в случае его ликвидации, право на управление акционерным обществом, а также неимущественные права, предусмотренные Гражданским кодексом Украины и Законом Украины «О хозяйственных обществах».

На первом этапе важно определиться с типом АО: закрытое или открытое. Акции открытого акционерного общества могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на биржах. Акции же закрытого акционерного общества распределяются исключительно между учредителями. Даже если первоначально было принято решение создавать закрытое акционерное общество, его можно реорганизовать в открытое путём регистрации его акций в порядке, предусмотренном законодательством о ценных бумагах и фондовой бирже, и внесением изменений в устав общества.

Тут же отметим, что учредителями  акционерного общества согласно со ст. 26 Закона № 1576-XII могут быть юридические лица и граждане. Учредители  акционерного общества заключают между собой договор, который определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию акционерного общества, ответственность перед лицами, которые подписались на акции, и третьими лицами. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, которые возникли до регистрации акционерного общества.

Для создания акционерного общества учредители должны сделать сообщение о намерении создать акционерное общество, осуществить подписку на акции, провести учредительное собрание и осуществить государственную регистрацию акционерного общества.

Акционерное общество имеет право выпускать ценные бумаги в соответствии с требованиями, установленными Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка. В случае дополнительного выпуска акций без регистрации предыдущего выпуска акций все договоры купли-продажи акций дополнительного выпуска считаются недействительными. Не позднее чем через шесть месяцев после регистрации выпуска акций акционерное общество обязано выдать акционерам акции (сертификаты акций).

Закрытое акционерное общество имеет право выпускать лишь именные акции. Акции покупаются участниками при создании акционерного общества на основании договора с его учредителем, а при дополнительном выпуске акций в связи с увеличением уставного (составленного) капитала - с обществом. При создании акционерного общества акции могут быть распространены путем открытой подписки на них (в открытых акционерных обществах) или распределения всех акций между учредителями (в закрытых акционерных обществах).

Открытая подписка на акции при создании акционерного общества организуется учредителями. Учредители в любом случае обязаны быть держателями акций на сумму не менее 25 процентов уставного (составленного) капитала и сроком не меньше двух лет.

Учредители открытого акционерного общества (эмитенты) обязаны опубликовать в соответствии с требованиями действующего законодательства информацию о выпуске акций, содержание и порядок регистрации которой устанавливаются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Такие требования ГКЦБФР регулируются Положением №942, которым предусмотрена, при создании АО, регистрация выпуска акций, регистрация проспекта эмиссии акций, регистрация отчета о результатах открытого (публичного) размещения акций или результаты отчета о результатах закрытого (частного) размещения осуществляется ГКЦБФР и является основанием для внесения информации в Государственный реестр выпуска ценных бумаг.

Срок открытой подписки на акции не может превышать 6 месяцев. Лица, которые желают приобрести акции, должны внести на счет учредителей  не менее 10 процентов стоимости акций, на которые они подписались, после чего учредители выдают им письменное обязательство о продаже соответствующего количества акций. По окончанию указанного в сообщении срока подписка прекращается. Если до той поры не удалось покрыть подпиской 60 процентов акций, акционерное общество считается не созданным. Лицам, которые подписались на акции, возвращаются внесенные ими суммы или другое имущество.

 Для проведения государственной регистрации юридического лица в соответствии со ст. 24 Закона № 755-IV учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны лично подать государственному регистратору либо послать заказным письмом с описью вложения такие документы:

·        заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица - АО;

·        экземпляр оригинала или нотариально удостоверенную копию решения учредителей о создании АО;

·        два экземпляра учредительных документов;

·        документ, который удостоверяет внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица.

·        документ, который подтверждает внесение учредителем (учредителями) вкладов в уставный фонд (уставного или составленного капитала) АО;

·        в случае государственной регистрации открытых акционерных обществ, кроме документов, указанных высшее, дополнительно подается отчет о проведении подписки на акции, который удостоверен Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка Украины.

 Со вступлением в силу Законом Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке" от 23 02.2006 возникла коллизия норм законодательства в части требований, которые в соответствии с этим Законом и Законом № 755-IV выдвигаются к государственной регистрации открытых акционерных обществ.

В соответствии с требованиями статьи 155 ГКУ при учреждении акционерного общества все его акции распределяются между учредителями. Открытая подписка на акции акционерного общества не осуществляется до полной уплаты уставного капитала. Первое размещение акций открытого акционерного общества, в свою очередь, в соответствии с частью четвертой статьи 28 Закона N 3480, является исключительно закрытым (частным) среди учредителей. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст.28 Закона №3480, а также согласно принятому в соответствии с ней Положением № 487 (п.п.1.5,1.6), определен порядок создания акционерного общества.

В то же время, согласно с частью пятой статьи 24 Закона № 755-IV, в случае государственной регистрации открытых акционерных обществ, кроме документов, которые предусмотрены частью первой этой статьи, дополнительно подается отчет о проведении подписки на акции, который засвидетельствован Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка Украины.

Последним документом (выданным ГКЦБФР), который в соответствии с частью 2 ст. 28 Закона N 3480 и пункта 1.5 Положения предшествует государственной регистрации открытых акционерных обществ во время их создания, есть документ, который подтверждает факт регистрации ДКЦПФР выпуска ценных бумаг.

 После регистрации выпуска акций учредителю (учредителям) или уполномоченному лицу учредителя выдается временное свидетельство о регистрации выпуска акций, которое является основанием для присвоения акциям международного идентификационного номера, заключение с депозитарием договора об обслуживании эмиссии акций или с регистратором - о ведении реестра владельцев именных акций, изготовление сертификатов акций в случае размещения акций в документарной форме или оформление и депонирование глобального сертификата в случае размещения акций в бездокументной форме.

В связи с чем, а также ввиду того, что в соответствии с частью девятой статьи 6 Закона N 3480 порядок регистрации выпуска акций устанавливает ГКЦБФР для урегулирования затронутого вопроса на законодательном уровне, считаем возможным вместо предусмотренного частью пятой статьи 24 Закона о регистрации отчета о проведении подписки на акции принимать во время проведения государственной регистрации открытого акционерного общества документ, что подтверждает факт регистрации ГКЦБФР выпуска акций, то есть временное свидетельство о регистрации выпуска акций.

Кроме того, обращаем особенное внимание на то, что в соответствии с Законом № 755-IV на открытые акционерные общества, которые образованы в процессе реорганизации, также распространяется порядок проведения государственной регистрации, установленный статьями 24 - 27 этого Закона, но в данном случае, во время выпуска акций, применяется порядок, что предусмотрен для обществ, которые образуются в процессе реорганизации, в частности требования Положения о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ, утвержденного решением ДКЦПФР от 22.07.99 N 154. Однако, в соответствии с этим Положением при эмиссии акций во время реорганизации общества подписка на акции не осуществляется, отчет о последствиях подписки на акции ДКЦПФР не удостоверяется и не регистрируется.

Следовательно, при государственной регистрации акционерного общества, созданного во время реорганизации, отчет о последствиях подписки на акции в орган государственной регистрации не предоставляется.

Кроме этого, следует отметить, что согласно с пунктом 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций открытых акционерных обществ, созданных из государственных предприятий в процессе приватизации и корпоратизации, утвержденного решением ДКЦПФР от 11.04.2000 N 39, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.04.2000 за N 244/4465, при выпуске акций в связи с созданием открытых акционерных обществ из государственных предприятий в процессе приватизации и корпоратизации открытая продажа акций не осуществляется, информация о выпуске акций обязательной регистрации и публикации не подлежит. Следовательно, открытое акционерное общество, созданное из государственного предприятия в процессе приватизации и корпоратизации, в свою очередь, также может быть зарегистрировано без предоставления отчета о проведении подписки на акции.

На основании изложенного, в случае проведения государственной регистрации новообразованных открытых акционерных обществ, кроме документов, которые предусмотрены частью первой статьи 24 Закона о регистрации, вместо отчета о проведении подписки на акции принимать засвидетельствованную ГКЦБФР копию временного свидетельства о регистрации выпуска акций; в случае проведения государственной регистрации открытых акционерных обществ, образованных в процессе реорганизации, в том числе образованных из государственного предприятия в процессе приватизации и корпоратизации, принимать документы, перечень которых установлен статьей 24 Закона о регистрации, за исключением отчета о проведении подписки на акции.

 Реорганизация АО  

В настоящее время порядок проведения реорганизации акционерных обществ регулируется ГК Украины, ХК Украины, вступившими в силу 01.01.2004 г., Законом Украины «О хозяйственных обществах в Украине», Положением о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ, утвержденного Решением ГКЦБФР от 30.12.98 г. № 221.

Согласно ст. 108 ГК Украины преобразованием юридического лица является изменение его организационно – правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

Проведение реорганизации требует совершения следующих действий:

Составить проекты учредительных документов.
Направить участникам общества уведомления о проведении общего собрания, указав повестку дня, опубликовав сообщение о проведении общего собрания в центральной и местной прессе (в порядке установленном Уставом АО, ст. 43 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).
Провести общее собрание участников АО для принятия решения о прекращении деятельности общества путем реорганизации с условием обмена долей в уставном фонде АО на доли в уставном фонде образуемого общества. Также на указанном собрании принимаются решения о создании нового общества, утверждении учредительных документов, осуществлении перерегистрации общества, избрании членов исполнительного органа, о чем составляется соответствующий протокол.
       Решение о реорганизации должно быть принято 3/4 голосов участвующих в общем собрании акционеров (статьи 41, 42 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).

        Во время реорганизации (в частности, в случае, когда не осуществлен выпуск акций) осуществляется обмен долей в уставном фонде реорганизуемого предприятия (АО) на доли в уставном фонде предприятия, которое образовывается (например общества с ограниченной ответственностью). При этом к предприятию, которое возникло, переходят все имущественные права и обязательства предыдущего предприятия. Размер уставного фонда реорганизуемого предприятия должен соответствовать размеру уставного фонда вновь создаваемого. Размер доли (в процентах) каждого участника (учредителя) в уставном фонде реорганизуемого общества, должен быть равным размеру его доли (в процентах) в уставном фонде общества, созданного путем преобразования.

Согласно ст. 105 ГК Украины сообщить регистрирующему органу о том, что участники АО приняли решение о прекращении АО и о том, что юридическое лицо находится в стадии прекращения.
Согласно ч. 2 ст. 105 ГК Украины по согласованию с регистрирующим органом общему собранию необходимо избрать комиссию по прекращению юридического лица, с этого момента к комиссии переходят полномочия по управлению предприятием. Выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица, которое реорганизуется.
 Согласно ст. 107 ГК Украины кредитор юридического лица, которое прекращается, может требовать от него прекращения или досрочного выполнения обязательства.
        По окончании срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет акт передачи, который должен содержать положение о правопреемстве относительно всех обязательств юридического лица, которое прекращается, относительно всех ее кредиторов и должников, включая обязательства, которые оспариваются сторонами. Акт передачи утверждается участниками юридического лица или органом, который принял решение о его прекращении. Нотариально удостоверенные копии передаточного акта передаются в орган, который осуществляет государственную регистрацию.

        Нарушение вышеуказанных условий является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц – правопреемников.

Опубликовать сведения об изменении наименования и организационно-правовой формы общества.
Комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных средствах массовой информации, в котором публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, которое прекращается, сообщение о прекращении юридического лица и о порядке и сроке заявления кредиторами требований к нему. Этот срок не может составлять менее двух месяцев со дня публикации сообщения о прекращении юридического лица. Комиссия принимает все возможные меры относительно выявления кредиторов, а также в письменном виде сообщает им о прекращении юридического лица.

Согласно ст. 33 Закона № 755-IV юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, превращение (реорганизации) или в результате ликвидации по решением, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению или по решению органа государственной власти.

В статье 34 высшеуказанного Закона предусмотрено, что для внесения в единый государственный реестр записи о решении относительно прекращения юридического лица заявитель должен подать государственному регистратору такие документы:

нотариально удостоверенную копию решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица;
документ, который подтверждает внесение платы за публикацию сообщения о принятии учредителями (участниками) или уполномоченным ими органом решения относительно прекращения юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации.
            В случаях, если ОАО имеет долю в уставном фонде государственной собственности, кроме документов, которые предусмотрены частью первой этой статьи, дополнительно подается документ, который подтверждает получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица.

 В понимании норм ст. 59 ХКУ реорганизация (слияние, присоединение, деление, преобразование) или ликвидация – это ни что иное, как пути прекращения деятельности субъекта хозяйствования. Остановимся на каждом поподробнее.

Что касается первого, следует обратить внимание на один важный момент: в случае преобразования одного субъекта хозяйствования в другой к вновь образованному субъекту переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования. Вместе с тем, процесс изменения организационно-правовой формы юридического лица в результате его преобразования влечет за собой изменение структуры управления, прав и обязанностей участников, перераспределение ответственности и т. д. Иными словами, данная процедура подразумевает обязательное проведение ряда мероприятий, связанных с переформированием состава участников реорганизованного субъекта хозяйствования, имеющего уже иную организационно-правовую форму, что провоцирует возникновение ряда проблем, связанных с их так называемым «переводом» из состава участников одного юридического лица в состав участников другого.

Этот процесс, в частности реорганизация АО в ООО, должен обязательно включать в себя следующие действия:

принятие высшим органом общества (общим собранием акционеров) решения о реорганизации путем преобразования;
установление условий обмена акций в уставном фонде реорганизуемого общества на доли в уставном фонде создаваемого общества;
оценку и выкуп акций у акционеров с соблюдением требований п. 1.7 Положения о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ, утвержденного решением ГКЦБФР Украины от 30.12.98 г. № 221 (далее – Положение № 221), суть которых сводится к тому, чтобы реорганизуемое АО осуществило выкуп акций, не ущемляя права акционеров, не голосовавших за принятие общими собраниями решения о реорганизации такого общества и обратившихся к обществу с письменным заявлением о выкупе.
Однако предложенные выше действия подразумевают обязательное наличие личного контакта высшего органа АО с акционерами – как теми, которые имеют определенные намерения стать участниками реорганизованного ООО путем обмена принадлежащих им акций, так и теми, которые не желают участвовать в реорганизации общества и приняли решение продать ему свои акции. Разумеется, что при отсутствии какого-либо контакта с частью акционеров указанные действия произвести не удастся. Поэтому придется искать иной способ разрешения данной проблемы, и мы можем предложить следующее.

 Например, данное ОАО на общем собрании акционеров в пределах своей компетенции, определенной нормами ст. 41 Закона №1576-XII, может установить целесообразность его участия в качестве учредителя вновь созданного хозяйственного общества, имеющего организационно-правовую форму – ООО, и принять такое решение простым большинством голосов акционеров, участвующих в собрании (ст. 159 ГКУ, ст. 42 Закона №1576-XII). Такое право стать участником хозяйственного общества ему, как юридическому лицу, предоставлено нормами ст. 114 ГКУ.

Согласно ст. 87 данного Кодекса для создания юридического лица его участники разрабатывают учредительные документы (это утвержденный ими устав или учредительный договор), которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками. Требования к содержанию учредительных документов изложены в ст. 88 ГКУ. При этом следует учитывать также требования норм ст. 51, 52 Закона №1576-XII относительно особенностей содержания учредительных документов ООО, где указано, что помимо общих сведений, перечисленных в ст. 4 данного Закона, они должны содержать сведения о размере долей каждого из участников, размер, состав и порядок внесения ими вкладов, размер и порядок формирования резервного фонда, а также порядок передачи (перехода) долей в уставном фонде.

Кроме того, следует напомнить, что размер уставного капитала должен составлять не менее суммы, эквивалентной 100 минимальным заработным платам, исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания ООО.

Юридическое лицо будет считаться созданным со дня его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации юридического лица установлен нормами главы III Закона № 755-IV.  Итак, предположим, что юридическое лицо с организационно-правовой формой – ООО, имеющее в составе участников данное ОАО, прошло государственную регистрацию.

Теперь самое время остановиться на вопросе относительно состава участников вновь созданного ООО, а также, на кульминационном моменте всего описанного выше процесса, – на переходе доли участника в уставном капитале общества к другому лицу.

Итак, нормы ст. 147 ГКУ устанавливают право участника ООО продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном капитале одному или нескольким участникам этого общества, а также отчуждать ее третьим лицам, если иное не установлено уставом общества.

Если же говорить о порядке применения в нашем конкретном случае приведенной выше нормы, то прежде всего следует определиться, какой состав участников данного ООО имеет место: ОАО является единственным его участником либо кроме него в состав учредителей входят прочие физические и юридические лица. Заметим, что упомянутыми в приведенной норме ГКУ третьими лицами при передаче ОАО своей доли как участника ООО может выступать также и тот состав акционеров, которые впоследствии станут его участниками – физическими лицами. При этом важно обратить внимание на то, что конкретный порядок передачи (перехода) долей в уставном фонде такого ООО, как упоминалось выше, должен быть уже оговорен в его учредительных документах.

При переходе доли участника в уставном капитале ООО к другому лицу необходимо учитывать также следующие требования норм ст. 147 ГКУ (либо ст. 53 Закона №1576-XII) в зависимости от конкретных обстоятельств. Итак, участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли (ее части) участника пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или договоренностью между участниками не установлен иной порядок осуществления этого права. Покупка осуществляется по цене и на прочих условиях, на которых доля (ее часть) предлагалась для продажи третьим лицам. Если участники общества не воспользуются своим преимущественным правом в течение месяца со дня сообщения о намерении участника продать долю (ее часть) или в течение другого срока, установленного уставом общества либо договоренностью между его участниками, доля (ее часть) участника может быть отчуждена третьему лицу.

В случае приобретения доли (ее части) участника самим ООО оно обязано реализовать ее другим участникам или третьим лицам в течение срока, не превышающего одного года, или уменьшить свой уставный капитал в соответствии со ст. 144 ГКУ (ст. 52 Закона о хозобществах). На протяжении этого периода распределение прибыли, а также голосование и определение кворума в высшем органе проводятся без учета доли, приобретенной обществом.

И, как завершающий этап, – имущественная сторона вопроса описываемого процесса.

Здесь следует отметить нормы ст. 135 ХКУ, которыми закреплено право (в частности) ОАО, как собственника имущества, единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации или осуществлять хозяйственную деятельность в других организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом, по своему усмотрению определяя цель и предмет хозяйственной деятельности, структуру образованного им субъекта хозяйствования, состав и компетенцию его органов управления, порядок использования имущества, другие вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования, а также принимать решение о прекращении хозяйственной деятельности основанных им субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством.

И в завершение следует напомнить, что согласно п. 2 ст. 144 ХКУ право на имущество, подлежащее государственной регистрации (к примеру, недвижимое имущество), возникает со дня его регистрации или регистрации соответствующих прав на него. Поэтому все недвижимое имущество, переданное ликвидированным АО собственникам вновь созданного ООО, должно быть надлежащим образом перерегистрировано на его нового собственника.

 Ликвидация акционерных обществ

Теперь самое время вернуться к затронутому выше вопросу возможных путей прекращения деятельности субъекта хозяйствования.

В соответствии со ст. 59 ХКУ прекращения деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем ликвидация.

Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности, которая вносится после утверждения ликвидационного баланса в соответствии с требованиями ХКУ.

Как результат – при таком пути прекращения деятельности субъекта хозяйствования происходит прекращение его прав и обязанностей без правопреемства.

Согласно данной норме ХКУ субъект хозяйствования ликвидируется:

·        по инициативе собственника или уполномоченных им органов, по решению иных лиц – учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, – по решению суда;

·        в связи с истечением срока, на который он создавался, либо при достижении цели, для которой он был создан;

·        при признании его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом;

·        при отмене его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Отмена государственной регистрации лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для исключения его с государственного реестра. Субъект хозяйствования считается ликвидированным с дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности, которая вносится после утверждения ликвидационного баланса.

Как видим, вопрос принятия решения о ликвидации субъекта хозяйствования находится, в частности, в компетенции его собственника, т. е. высшего органа ОАО или ЗАО – общего собрания акционеров. Причем нормами п. 2 ст. 159 ГКУ данный вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров, и это тот ранг вопросов, которые не могут быть переданы им для решения другим органам общества.

Итак, для того, чтобы АО ликвидировать, требуется решение общего собрания, принятое большинством не менее чем в 3/4 голосов акционеров, участвующих в собрании.

При необходимости может быть созвано внеочередное собрание, как в случае наличия обстоятельств, определенных в уставе общества, так и в любом другом случае, если этого требуют интересы АО в целом (п. 5 ст. 159 ГКУ). При этом порядок и условия такого созыва и проведения общего собрания, а также уведомления акционеров устанавливается уставом общества и законом.

Порядок ликвидации юридического лица установлен нормами ст. 111 ГКУ. В случае ликвидации платежеспособного юридического лица удовлетворение требований его кредиторов (в том числе собственников акций на предъявителя, не присутствующих по разным причинам на общих собраниях акционеров ликвидируемого ОА) происходит в очередности, установленной ст. 112 данного Кодекса.

В соответствии со ст. 36 Закон № 755-IV для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате ее ликвидации, глава ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо по окончанию процедуры ликвидации, которая предусмотрена законом, но не раньше двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации, должен подать государственному регистратору такие документы:

заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
оригинал учредительных документов;
акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, который утвержден решением основателей (участников) или уполномоченного ими органа;
справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, собраниям (обязательных платежах);
справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;
справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;
справку архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.
            В случаях ликвидации ОАО кроме документов, которые предусмотрены выше, дополнительно подается вывод аудитора относительно достоверности и полноты ликвидационного баланса. Подписи главы и членов ликвидационной комиссии на ликвидационном балансе должны быть нотариально удостоверены.

             Срок государственной регистрации прекращения юридического лица в результате ее ликвидации не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления документов для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица. Порядок предоставления сведений о государственной регистрации прекращения юридического лица органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования устанавливается статьей 40 этого Закона.

Положениями норм ГКУ, а именно ч.2 ст. 110 предусмотрено: «если стоимость имущества юридического лица является недостаточной для удовлетворения требований, юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном законом о возобновлении платежеспособности должника либо признание его банкротом».

Как показывает практика ликвидации акционерных обществ, основная масса обществ ликвидируется именно по решению суда в связи с неплатежеспособностью. Специальный закон, который регулирует порядок такой ликвидации является Закон Украины «О возобновлении платежеспособности либо признании должника банкротом»
Акционерное общество: создать, реорганизовать и ликвидировать.  Крупная компания с внушающими показателями прибыли – дело не одного дня и года. На сегодняшний день многие юридические и физические лица предпочитают создавать акционерное общество (далее по тексту - АО) с целью формирования мощного предприятия с возможностью регулирования финансовых потоков общества с помощью распространения, продажи акций на фондовом рынке. Для начинающих предпринимателей прежде всего обозначим, что  акционерное общество является одним из форм хозяйственных обществ и принадлежит к предпринимательским обществам, которые осуществляют деятельность с целью получения прибыли и дальнейшего распределения между участниками. Хозяйственным обществом является юридическое лицо, уставной капитал которого поделен на части между участниками. Также отметим, что акционерное общество как форма хозяйственного общества характеризуется тем, что уставной капитал акционерного общества поделенный на обозначенное количество акций одинаковой номинальной стоимости (акционерное общество единственное среди других хозяйственных обществ имеет право выпускать акции).

Решение принято

Итак, не вдаваясь в подробности, чем мотивируется решение предпринимателя создавать акционерное общество, учтём свершившийся факт – решение принято. Уже на первой стадии размышлений о создании АО важно ознакомиться с многочисленными актами законодательства, регулирующими создание, реорганизацию и ликвидацию АО. 

Специалисты Национальной правовой палаты основными актами законодательства, регулирующими учреждение, реорганизацию и ликвидацию АО, называют следующие:

·        Конституция Украины – Конституция Украины, утверждена Законом Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР

·        ХКУ– Хозяйственный кодекс Украины от .06.83 г. № 5464-X

·        ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 р. № 435-IV

·        Закон № 1576-XII – Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.1991 г. №  1576-XII.

·        Закон № 3480-IV – Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 р. №3480-IV

·        Закон № 755-IV – Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» от 15.05.2003г. № 755-IV

·        Закон №    - Закон Украины «О возобновлении платежеспособности должника либо признании его банкротом»

·        Положение №221 - Решение ГКЦБФР « Об утверждении Положения о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ».

·        Положение №942 - Решение ГКЦБФР «Об утверждения Положения о порядке регистрации выпуска акций» от 26.04.2007г. №942

Кроме того, специальной нормой законодательства Украины, регулирующей правила создания, деятельности, а также права и обязанности участников и учредителей акционерного общества является Закон №1576-XII. Ст. 24 Закона установлено, что акционерным признается общество, которое имеет уставной (составленный) капитал, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только имуществом общества.  Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах надлежащих им акций. В случаях, предусмотренных уставом, акционеры, которые не полностью оплатили акции, несут ответственность по обязательствам общества также в пределах неуплаченной суммы.

             Принимая решение о создании АО следует знать, что общая номинальная стоимость выпущенных акций составляет уставной (составленный) капитал акционерного общества, который не может быть менее суммы, эквивалентной 1250 минимальным заработным платам, исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания акционерного общества. На сегодняшний день, минимальный размер уставного капитала для создания АО составляет 656 250 гривен.

В отличии от ГКУ, в котором употребляется термин «уставной капитал», в Законе №1576-XII применяется термин «уставной фонд». Уставной капитал акционерного общества создается из стоимости вкладов акционеров, сделанных в следствии покупки ними акций. Частью 2 ст. 115 ГКУ обозначено, что вкладом в уставной фонд хозяйственного общества могут быть денежные средства, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, которые имеют денежную оценку, если другое не установлено законом.

Справочно:

В соответствии со ст.6 Закона № 3480-IV акция - это именная ценная бумага, которая удостоверяет имущественные права его собственника (акционера), включая право на получения части прибыли акционерного общества в виде дивидендов и право на получение части имущества акционерного общества в случае его ликвидации, право на управление акционерным обществом, а также неимущественные права, предусмотренные Гражданским кодексом Украины и Законом Украины «О хозяйственных обществах».

На первом этапе важно определиться с типом АО: закрытое или открытое. Акции открытого акционерного общества могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на биржах. Акции же закрытого акционерного общества распределяются исключительно между учредителями. Даже если первоначально было принято решение создавать закрытое акционерное общество, его можно реорганизовать в открытое путём регистрации его акций в порядке, предусмотренном законодательством о ценных бумагах и фондовой бирже, и внесением изменений в устав общества.

Тут же отметим, что учредителями  акционерного общества согласно со ст. 26 Закона № 1576-XII могут быть юридические лица и граждане. Учредители  акционерного общества заключают между собой договор, который определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию акционерного общества, ответственность перед лицами, которые подписались на акции, и третьими лицами. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, которые возникли до регистрации акционерного общества.

Для создания акционерного общества учредители должны сделать сообщение о намерении создать акционерное общество, осуществить подписку на акции, провести учредительное собрание и осуществить государственную регистрацию акционерного общества.

Акционерное общество имеет право выпускать ценные бумаги в соответствии с требованиями, установленными Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка. В случае дополнительного выпуска акций без регистрации предыдущего выпуска акций все договоры купли-продажи акций дополнительного выпуска считаются недействительными. Не позднее чем через шесть месяцев после регистрации выпуска акций акционерное общество обязано выдать акционерам акции (сертификаты акций).

Закрытое акционерное общество имеет право выпускать лишь именные акции. Акции покупаются участниками при создании акционерного общества на основании договора с его учредителем, а при дополнительном выпуске акций в связи с увеличением уставного (составленного) капитала - с обществом. При создании акционерного общества акции могут быть распространены путем открытой подписки на них (в открытых акционерных обществах) или распределения всех акций между учредителями (в закрытых акционерных обществах).

Открытая подписка на акции при создании акционерного общества организуется учредителями. Учредители в любом случае обязаны быть держателями акций на сумму не менее 25 процентов уставного (составленного) капитала и сроком не меньше двух лет.

Учредители открытого акционерного общества (эмитенты) обязаны опубликовать в соответствии с требованиями действующего законодательства информацию о выпуске акций, содержание и порядок регистрации которой устанавливаются Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Такие требования ГКЦБФР регулируются Положением №942, которым предусмотрена, при создании АО, регистрация выпуска акций, регистрация проспекта эмиссии акций, регистрация отчета о результатах открытого (публичного) размещения акций или результаты отчета о результатах закрытого (частного) размещения осуществляется ГКЦБФР и является основанием для внесения информации в Государственный реестр выпуска ценных бумаг.

Срок открытой подписки на акции не может превышать 6 месяцев. Лица, которые желают приобрести акции, должны внести на счет учредителей  не менее 10 процентов стоимости акций, на которые они подписались, после чего учредители выдают им письменное обязательство о продаже соответствующего количества акций. По окончанию указанного в сообщении срока подписка прекращается. Если до той поры не удалось покрыть подпиской 60 процентов акций, акционерное общество считается не созданным. Лицам, которые подписались на акции, возвращаются внесенные ими суммы или другое имущество.

 Для проведения государственной регистрации юридического лица в соответствии со ст. 24 Закона № 755-IV учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны лично подать государственному регистратору либо послать заказным письмом с описью вложения такие документы:

·        заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица - АО;

·        экземпляр оригинала или нотариально удостоверенную копию решения учредителей о создании АО;

·        два экземпляра учредительных документов;

·        документ, который удостоверяет внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица.

·        документ, который подтверждает внесение учредителем (учредителями) вкладов в уставный фонд (уставного или составленного капитала) АО;

·        в случае государственной регистрации открытых акционерных обществ, кроме документов, указанных высшее, дополнительно подается отчет о проведении подписки на акции, который удостоверен Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка Украины.

 Со вступлением в силу Законом Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке" от 23 02.2006 возникла коллизия норм законодательства в части требований, которые в соответствии с этим Законом и Законом № 755-IV выдвигаются к государственной регистрации открытых акционерных обществ.

В соответствии с требованиями статьи 155 ГКУ при учреждении акционерного общества все его акции распределяются между учредителями. Открытая подписка на акции акционерного общества не осуществляется до полной уплаты уставного капитала. Первое размещение акций открытого акционерного общества, в свою очередь, в соответствии с частью четвертой статьи 28 Закона N 3480, является исключительно закрытым (частным) среди учредителей. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст.28 Закона №3480, а также согласно принятому в соответствии с ней Положением № 487 (п.п.1.5,1.6), определен порядок создания акционерного общества.

В то же время, согласно с частью пятой статьи 24 Закона № 755-IV, в случае государственной регистрации открытых акционерных обществ, кроме документов, которые предусмотрены частью первой этой статьи, дополнительно подается отчет о проведении подписки на акции, который засвидетельствован Государственной комиссией из ценных бумаг и фондового рынка Украины.

Последним документом (выданным ГКЦБФР), который в соответствии с частью 2 ст. 28 Закона N 3480 и пункта 1.5 Положения предшествует государственной регистрации открытых акционерных обществ во время их создания, есть документ, который подтверждает факт регистрации ДКЦПФР выпуска ценных бумаг.

 После регистрации выпуска акций учредителю (учредителям) или уполномоченному лицу учредителя выдается временное свидетельство о регистрации выпуска акций, которое является основанием для присвоения акциям международного идентификационного номера, заключение с депозитарием договора об обслуживании эмиссии акций или с регистратором - о ведении реестра владельцев именных акций, изготовление сертификатов акций в случае размещения акций в документарной форме или оформление и депонирование глобального сертификата в случае размещения акций в бездокументной форме.

В связи с чем, а также ввиду того, что в соответствии с частью девятой статьи 6 Закона N 3480 порядок регистрации выпуска акций устанавливает ГКЦБФР для урегулирования затронутого вопроса на законодательном уровне, считаем возможным вместо предусмотренного частью пятой статьи 24 Закона о регистрации отчета о проведении подписки на акции принимать во время проведения государственной регистрации открытого акционерного общества документ, что подтверждает факт регистрации ГКЦБФР выпуска акций, то есть временное свидетельство о регистрации выпуска акций.

Кроме того, обращаем особенное внимание на то, что в соответствии с Законом № 755-IV на открытые акционерные общества, которые образованы в процессе реорганизации, также распространяется порядок проведения государственной регистрации, установленный статьями 24 - 27 этого Закона, но в данном случае, во время выпуска акций, применяется порядок, что предусмотрен для обществ, которые образуются в процессе реорганизации, в частности требования Положения о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ, утвержденного решением ДКЦПФР от 22.07.99 N 154. Однако, в соответствии с этим Положением при эмиссии акций во время реорганизации общества подписка на акции не осуществляется, отчет о последствиях подписки на акции ДКЦПФР не удостоверяется и не регистрируется.

Следовательно, при государственной регистрации акционерного общества, созданного во время реорганизации, отчет о последствиях подписки на акции в орган государственной регистрации не предоставляется.

Кроме этого, следует отметить, что согласно с пунктом 2 Положения о порядке регистрации выпуска акций открытых акционерных обществ, созданных из государственных предприятий в процессе приватизации и корпоратизации, утвержденного решением ДКЦПФР от 11.04.2000 N 39, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 26.04.2000 за N 244/4465, при выпуске акций в связи с созданием открытых акционерных обществ из государственных предприятий в процессе приватизации и корпоратизации открытая продажа акций не осуществляется, информация о выпуске акций обязательной регистрации и публикации не подлежит. Следовательно, открытое акционерное общество, созданное из государственного предприятия в процессе приватизации и корпоратизации, в свою очередь, также может быть зарегистрировано без предоставления отчета о проведении подписки на акции.

На основании изложенного, в случае проведения государственной регистрации новообразованных открытых акционерных обществ, кроме документов, которые предусмотрены частью первой статьи 24 Закона о регистрации, вместо отчета о проведении подписки на акции принимать засвидетельствованную ГКЦБФР копию временного свидетельства о регистрации выпуска акций; в случае проведения государственной регистрации открытых акционерных обществ, образованных в процессе реорганизации, в том числе образованных из государственного предприятия в процессе приватизации и корпоратизации, принимать документы, перечень которых установлен статьей 24 Закона о регистрации, за исключением отчета о проведении подписки на акции.

 Реорганизация АО  

В настоящее время порядок проведения реорганизации акционерных обществ регулируется ГК Украины, ХК Украины, вступившими в силу 01.01.2004 г., Законом Украины «О хозяйственных обществах в Украине», Положением о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ, утвержденного Решением ГКЦБФР от 30.12.98 г. № 221.

Согласно ст. 108 ГК Украины преобразованием юридического лица является изменение его организационно – правовой формы. В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

Проведение реорганизации требует совершения следующих действий:

Составить проекты учредительных документов.
Направить участникам общества уведомления о проведении общего собрания, указав повестку дня, опубликовав сообщение о проведении общего собрания в центральной и местной прессе (в порядке установленном Уставом АО, ст. 43 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).
Провести общее собрание участников АО для принятия решения о прекращении деятельности общества путем реорганизации с условием обмена долей в уставном фонде АО на доли в уставном фонде образуемого общества. Также на указанном собрании принимаются решения о создании нового общества, утверждении учредительных документов, осуществлении перерегистрации общества, избрании членов исполнительного органа, о чем составляется соответствующий протокол.
       Решение о реорганизации должно быть принято 3/4 голосов участвующих в общем собрании акционеров (статьи 41, 42 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).

        Во время реорганизации (в частности, в случае, когда не осуществлен выпуск акций) осуществляется обмен долей в уставном фонде реорганизуемого предприятия (АО) на доли в уставном фонде предприятия, которое образовывается (например общества с ограниченной ответственностью). При этом к предприятию, которое возникло, переходят все имущественные права и обязательства предыдущего предприятия. Размер уставного фонда реорганизуемого предприятия должен соответствовать размеру уставного фонда вновь создаваемого. Размер доли (в процентах) каждого участника (учредителя) в уставном фонде реорганизуемого общества, должен быть равным размеру его доли (в процентах) в уставном фонде общества, созданного путем преобразования.

Согласно ст. 105 ГК Украины сообщить регистрирующему органу о том, что участники АО приняли решение о прекращении АО и о том, что юридическое лицо находится в стадии прекращения.
Согласно ч. 2 ст. 105 ГК Украины по согласованию с регистрирующим органом общему собранию необходимо избрать комиссию по прекращению юридического лица, с этого момента к комиссии переходят полномочия по управлению предприятием. Выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица, которое реорганизуется.
 Согласно ст. 107 ГК Украины кредитор юридического лица, которое прекращается, может требовать от него прекращения или досрочного выполнения обязательства.
        По окончании срока для предъявления требований кредиторами и удовлетворения или отклонения этих требований комиссия по прекращению юридического лица составляет акт передачи, который должен содержать положение о правопреемстве относительно всех обязательств юридического лица, которое прекращается, относительно всех ее кредиторов и должников, включая обязательства, которые оспариваются сторонами. Акт передачи утверждается участниками юридического лица или органом, который принял решение о его прекращении. Нотариально удостоверенные копии передаточного акта передаются в орган, который осуществляет государственную регистрацию.

        Нарушение вышеуказанных условий является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр записи о прекращении юридического лица и государственной регистрации создаваемых юридических лиц – правопреемников.

Опубликовать сведения об изменении наименования и организационно-правовой формы общества.
Комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных средствах массовой информации, в котором публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, которое прекращается, сообщение о прекращении юридического лица и о порядке и сроке заявления кредиторами требований к нему. Этот срок не может составлять менее двух месяцев со дня публикации сообщения о прекращении юридического лица. Комиссия принимает все возможные меры относительно выявления кредиторов, а также в письменном виде сообщает им о прекращении юридического лица.

Согласно ст. 33 Закона № 755-IV юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам - правопреемникам в результате слияния, присоединения, деления, превращение (реорганизации) или в результате ликвидации по решением, принятому учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченным ими органом, по судебному решению или по решению органа государственной власти.

В статье 34 высшеуказанного Закона предусмотрено, что для внесения в единый государственный реестр записи о решении относительно прекращения юридического лица заявитель должен подать государственному регистратору такие документы:

нотариально удостоверенную копию решения учредителей (участников) или уполномоченного ими органа относительно прекращения юридического лица;
документ, который подтверждает внесение платы за публикацию сообщения о принятии учредителями (участниками) или уполномоченным ими органом решения относительно прекращения юридического лица в специализированном печатном средстве массовой информации.
            В случаях, если ОАО имеет долю в уставном фонде государственной собственности, кроме документов, которые предусмотрены частью первой этой статьи, дополнительно подается документ, который подтверждает получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица.

 В понимании норм ст. 59 ХКУ реорганизация (слияние, присоединение, деление, преобразование) или ликвидация – это ни что иное, как пути прекращения деятельности субъекта хозяйствования. Остановимся на каждом поподробнее.

Что касается первого, следует обратить внимание на один важный момент: в случае преобразования одного субъекта хозяйствования в другой к вновь образованному субъекту переходят все имущественные права и обязанности предыдущего субъекта хозяйствования. Вместе с тем, процесс изменения организационно-правовой формы юридического лица в результате его преобразования влечет за собой изменение структуры управления, прав и обязанностей участников, перераспределение ответственности и т. д. Иными словами, данная процедура подразумевает обязательное проведение ряда мероприятий, связанных с переформированием состава участников реорганизованного субъекта хозяйствования, имеющего уже иную организационно-правовую форму, что провоцирует возникновение ряда проблем, связанных с их так называемым «переводом» из состава участников одного юридического лица в состав участников другого.

Этот процесс, в частности реорганизация АО в ООО, должен обязательно включать в себя следующие действия:

принятие высшим органом общества (общим собранием акционеров) решения о реорганизации путем преобразования;
установление условий обмена акций в уставном фонде реорганизуемого общества на доли в уставном фонде создаваемого общества;
оценку и выкуп акций у акционеров с соблюдением требований п. 1.7 Положения о порядке регистрации выпуска акций во время реорганизации обществ, утвержденного решением ГКЦБФР Украины от 30.12.98 г. № 221 (далее – Положение № 221), суть которых сводится к тому, чтобы реорганизуемое АО осуществило выкуп акций, не ущемляя права акционеров, не голосовавших за принятие общими собраниями решения о реорганизации такого общества и обратившихся к обществу с письменным заявлением о выкупе.
Однако предложенные выше действия подразумевают обязательное наличие личного контакта высшего органа АО с акционерами – как теми, которые имеют определенные намерения стать участниками реорганизованного ООО путем обмена принадлежащих им акций, так и теми, которые не желают участвовать в реорганизации общества и приняли решение продать ему свои акции. Разумеется, что при отсутствии какого-либо контакта с частью акционеров указанные действия произвести не удастся. Поэтому придется искать иной способ разрешения данной проблемы, и мы можем предложить следующее.

 Например, данное ОАО на общем собрании акционеров в пределах своей компетенции, определенной нормами ст. 41 Закона №1576-XII, может установить целесообразность его участия в качестве учредителя вновь созданного хозяйственного общества, имеющего организационно-правовую форму – ООО, и принять такое решение простым большинством голосов акционеров, участвующих в собрании (ст. 159 ГКУ, ст. 42 Закона №1576-XII). Такое право стать участником хозяйственного общества ему, как юридическому лицу, предоставлено нормами ст. 114 ГКУ.

Согласно ст. 87 данного Кодекса для создания юридического лица его участники разрабатывают учредительные документы (это утвержденный ими устав или учредительный договор), которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками. Требования к содержанию учредительных документов изложены в ст. 88 ГКУ. При этом следует учитывать также требования норм ст. 51, 52 Закона №1576-XII относительно особенностей содержания учредительных документов ООО, где указано, что помимо общих сведений, перечисленных в ст. 4 данного Закона, они должны содержать сведения о размере долей каждого из участников, размер, состав и порядок внесения ими вкладов, размер и порядок формирования резервного фонда, а также порядок передачи (перехода) долей в уставном фонде.

Кроме того, следует напомнить, что размер уставного капитала должен составлять не менее суммы, эквивалентной 100 минимальным заработным платам, исходя из ставки минимальной заработной платы, действующей на момент создания ООО.

Юридическое лицо будет считаться созданным со дня его государственной регистрации. Порядок государственной регистрации юридического лица установлен нормами главы III Закона № 755-IV.  Итак, предположим, что юридическое лицо с организационно-правовой формой – ООО, имеющее в составе участников данное ОАО, прошло государственную регистрацию.

Теперь самое время остановиться на вопросе относительно состава участников вновь созданного ООО, а также, на кульминационном моменте всего описанного выше процесса, – на переходе доли участника в уставном капитале общества к другому лицу.

Итак, нормы ст. 147 ГКУ устанавливают право участника ООО продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном капитале одному или нескольким участникам этого общества, а также отчуждать ее третьим лицам, если иное не установлено уставом общества.

Если же говорить о порядке применения в нашем конкретном случае приведенной выше нормы, то прежде всего следует определиться, какой состав участников данного ООО имеет место: ОАО является единственным его участником либо кроме него в состав учредителей входят прочие физические и юридические лица. Заметим, что упомянутыми в приведенной норме ГКУ третьими лицами при передаче ОАО своей доли как участника ООО может выступать также и тот состав акционеров, которые впоследствии станут его участниками – физическими лицами. При этом важно обратить внимание на то, что конкретный порядок передачи (перехода) долей в уставном фонде такого ООО, как упоминалось выше, должен быть уже оговорен в его учредительных документах.

При переходе доли участника в уставном капитале ООО к другому лицу необходимо учитывать также следующие требования норм ст. 147 ГКУ (либо ст. 53 Закона №1576-XII) в зависимости от конкретных обстоятельств. Итак, участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли (ее части) участника пропорционально размерам своих долей, если уставом общества или договоренностью между участниками не установлен иной порядок осуществления этого права. Покупка осуществляется по цене и на прочих условиях, на которых доля (ее часть) предлагалась для продажи третьим лицам. Если участники общества не воспользуются своим преимущественным правом в течение месяца со дня сообщения о намерении участника продать долю (ее часть) или в течение другого срока, установленного уставом общества либо договоренностью между его участниками, доля (ее часть) участника может быть отчуждена третьему лицу.

В случае приобретения доли (ее части) участника самим ООО оно обязано реализовать ее другим участникам или третьим лицам в течение срока, не превышающего одного года, или уменьшить свой уставный капитал в соответствии со ст. 144 ГКУ (ст. 52 Закона о хозобществах). На протяжении этого периода распределение прибыли, а также голосование и определение кворума в высшем органе проводятся без учета доли, приобретенной обществом.

И, как завершающий этап, – имущественная сторона вопроса описываемого процесса.

Здесь следует отметить нормы ст. 135 ХКУ, которыми закреплено право (в частности) ОАО, как собственника имущества, единолично или совместно с другими собственниками на основе принадлежащего ему (им) имущества учреждать хозяйственные организации или осуществлять хозяйственную деятельность в других организационно-правовых формах хозяйствования, не запрещенных законом, по своему усмотрению определяя цель и предмет хозяйственной деятельности, структуру образованного им субъекта хозяйствования, состав и компетенцию его органов управления, порядок использования имущества, другие вопросы управления деятельностью субъекта хозяйствования, а также принимать решение о прекращении хозяйственной деятельности основанных им субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством.

И в завершение следует напомнить, что согласно п. 2 ст. 144 ХКУ право на имущество, подлежащее государственной регистрации (к примеру, недвижимое имущество), возникает со дня его регистрации или регистрации соответствующих прав на него. Поэтому все недвижимое имущество, переданное ликвидированным АО собственникам вновь созданного ООО, должно быть надлежащим образом перерегистрировано на его нового собственника.

Ликвидация акционерных обществ

Теперь самое время вернуться к затронутому выше вопросу возможных путей прекращения деятельности субъекта хозяйствования.

В соответствии со ст. 59 ХКУ прекращения деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем ликвидация.

Субъект хозяйствования считается ликвидированным со дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности, которая вносится после утверждения ликвидационного баланса в соответствии с требованиями ХКУ.

Как результат – при таком пути прекращения деятельности субъекта хозяйствования происходит прекращение его прав и обязанностей без правопреемства.

Согласно данной норме ХКУ субъект хозяйствования ликвидируется:

·        по инициативе собственника или уполномоченных им органов, по решению иных лиц – учредителей субъекта хозяйствования либо их правопреемников, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, – по решению суда;

·        в связи с истечением срока, на который он создавался, либо при достижении цели, для которой он был создан;

·        при признании его в установленном порядке банкротом, кроме случаев, предусмотренных законом;

·        при отмене его государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Отмена государственной регистрации лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для исключения его с государственного реестра. Субъект хозяйствования считается ликвидированным с дня внесения в государственный реестр записи о прекращении его деятельности, которая вносится после утверждения ликвидационного баланса.

Как видим, вопрос принятия решения о ликвидации субъекта хозяйствования находится, в частности, в компетенции его собственника, т. е. высшего органа ОАО или ЗАО – общего собрания акционеров. Причем нормами п. 2 ст. 159 ГКУ данный вопрос отнесен к исключительной компетенции общего собрания акционеров, и это тот ранг вопросов, которые не могут быть переданы им для решения другим органам общества.

Итак, для того, чтобы АО ликвидировать, требуется решение общего собрания, принятое большинством не менее чем в 3/4 голосов акционеров, участвующих в собрании.

При необходимости может быть созвано внеочередное собрание, как в случае наличия обстоятельств, определенных в уставе общества, так и в любом другом случае, если этого требуют интересы АО в целом (п. 5 ст. 159 ГКУ). При этом порядок и условия такого созыва и проведения общего собрания, а также уведомления акционеров устанавливается уставом общества и законом.

Порядок ликвидации юридического лица установлен нормами ст. 111 ГКУ. В случае ликвидации платежеспособного юридического лица удовлетворение требований его кредиторов (в том числе собственников акций на предъявителя, не присутствующих по разным причинам на общих собраниях акционеров ликвидируемого ОА) происходит в очередности, установленной ст. 112 данного Кодекса.

В соответствии со ст. 36 Закон № 755-IV для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате ее ликвидации, глава ликвидационной комиссии или уполномоченное им лицо по окончанию процедуры ликвидации, которая предусмотрена законом, но не раньше двух месяцев с даты публикации сообщения в специализированном печатном средстве массовой информации, должен подать государственному регистратору такие документы:

заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с ликвидацией;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
оригинал учредительных документов;
акт ликвидационной комиссии с ликвидационным балансом, который утвержден решением основателей (участников) или уполномоченного ими органа;
справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, собраниям (обязательных платежах);
справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;
справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженности;
справку архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.
            В случаях ликвидации ОАО кроме документов, которые предусмотрены выше, дополнительно подается вывод аудитора относительно достоверности и полноты ликвидационного баланса. Подписи главы и членов ликвидационной комиссии на ликвидационном балансе должны быть нотариально удостоверены.

             Срок государственной регистрации прекращения юридического лица в результате ее ликвидации не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления документов для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица. Порядок предоставления сведений о государственной регистрации прекращения юридического лица органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования устанавливается статьей 40 этого Закона.

Положениями норм ГКУ, а именно ч.2 ст. 110 предусмотрено: «если стоимость имущества юридического лица является недостаточной для удовлетворения требований, юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном законом о возобновлении платежеспособности должника либо признание его банкротом».

Как показывает практика ликвидации акционерных обществ, основная масса обществ ликвидируется именно по решению суда в связи с неплатежеспособностью. Специальный закон, который регулирует порядок такой ликвидации является Закон Украины «О возобновлении платежеспособности либо признании должника банкротом»

 

 


підбірка нормативно-правових актів, якими регулюються питання соціального захисту переселенців, надання їм різних видів пільг та державної допомоги.
Детальніше


Афоризми
Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства.
Генри Филдинг

Відгуки і рекомендації
"Перша торф'яна компанія"
«Национальная правовая палата» - это та команда профессионалов, с которой чувствуешь безопасность и поддержку при реализации любого нового бизнес-проекта.
Детальніше


Як позначиться на результатах місцевих виборів введення мажоритарної системи?
Не змінить ситуацію
Склад рад стане "чистіше"
Необхідна змішана система виборів



Особистий кабінет

Логін
Пароль
 




© 2007-2008 Copyright Национальная Правовая Палата. Использование материалов данного сайта допускается только при наличии письменного разрешения
Разработка сайта - CodEX World Studio