«ЖИЛКОМСЕРВИС» ОБЯЗАН…
С 1 марта в Харькове вводятся новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Такое решение принял Харьковский городской совет. Нововведение не только повышает квартплату, но и устанавливает индивидуальный тариф для каждого дома. В конце прошлого года в спецвыпусках муниципальной газеты были опубликованы расчеты новой квартплаты. «Социалистическая Харьковщина» писала, какие сомнения вызвала новая система оплаты жилья и комуслуг у правозащитников. А наши читатели поделились своими впечатлениями.
Изучив перечень, они с удивлением обнаружили, что частенько оплачивают по счетам свою же работу. Они сами вкручивают лампочки на лестничных площадках, убирают в подъездах, а чистка дымоходов, например, вообще представляется им услугой сугубо гипотетической. Не радует и качество оказанных услуг. Так что же может сделать квартиросъемщик, чтоб не платить дважды? Этот вопрос мы задали юристам «Национальной правой палаты».
«Органы местного самоуправления имеют право устанавливать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Это право закреплено ст. 7 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» (от 24.06.2004, № 1875-IV).
В 2005 году Постановление Кабмина № 560 утвердило «Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, а также типовой договор о предоставлении услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий». Согласно этому документу на каждый дом может устанавливаться свой тариф с учетом санитарно-гигиенического, противопожарного и технического состояния дома.
Однако попробуем взглянуть на проблему с точки зрения потребителя. Жилищный кодекс Украины (ст. 175, 176) обязывает государственные и общественные организации, предприятия или жилищные кооперативы, их служебных лиц заботиться о сохранении жилого фонда и повышении его благоустройства. То есть уполномоченные органы отвечают за ремонт жилых домов и помещений, их бесперебойное инженерное обеспечение, должное содержание подъездов и других мест общественного пользования.
Поскольку в Харькове на сегодняшний момент единым заказчиком услуг ЖКХ на территории города является предприятие «Жилкомсервис», все перечисленные обязанности лежат на этой организации как уполномоченном органе. Решением Харьковского горсовета от 20.02.2009 г. № 72 «Жилкомсервис» обязан следить за оказанием услуг, насчитывать оплату за услуги по содержанию домов и сооружений, а также придомовых территорий по факту; перерассчитывать размер оплаты, если услуга оказывается не в полном объеме.
Согласно ст. 16 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» коммунальные услуги должны оказываться бесперебойно и допускаются лишь перерывы на ремонтные и профилактические работы, график которых согласовывается с органами местной власти. Исключение составляют лишь чрезвычайные обстоятельства.
Если из-за некачественных услуг было испорчено имущество жильцов или же пострадало их здоровье, жильцы могут требовать возмещения ущерба. Статья 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» закрепляет за потребителями услуг, то есть за жильцами, такое право. Если же услуги оказываются не полностью или же нерегулярно, жильцы могут требовать перерасчета оплаты в сторону её уменьшения.
Если жильцов не удовлетворяет уровень услуг, а некоторые не оказываются вовсе, потребитель, согласно ст. 18 Закона Украины ««О жилищно-коммунальных услугах», может вызвать представителя организации, которая предоставляет данные услуги (в нашем случае это представитель филиала КП «Жилкомсервис» в конкретном районе), и с ним составить акт-претензию. В акте должны быть указаны виды, сроки, показатели и параметры нарушений, должны стоять подписи присутствующих сторон. Акт-претензия составляется потребителем (квартиросъемщиком) и представителем исполнителя и закрепляется их же подписями.
Если вы вызвали такого специалиста, но он не явился в оговоренный срок или вообще отказался приехать на ваш вызов, вы можете сами составить такой документ. Акт-претензия считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей. Затем акт-претензия подается исполнителю, который в течение трех рабочих дней обязан решить вопрос по перерасчету платежей. Исполнитель может отказать вам, но в любом случае он должен сообщить о своем решении в письменном виде и объяснить причину отказа.
Кроме того, вы можете направить КП «Жилкомсервис» письменную претензию и обоснованно пояснить, какие именно услуги вы не получили. Требуйте не только возобновить услугу, но и уменьшить цену за период вынужденной паузы (ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»). КП «Жилкомсервис» обязано рассмотреть вашу претензию в течение месяца (ст. 14, 20 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 2.10.1996 г. № 393/96-ВР).
Если и через месяц вы не получили желаемого результата или вам отказали в удовлетворении акта-претензии, обращайтесь в суд. Пункт 5 ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» устанавливает, что споры по удовлетворению претензий по¬требителей решаются в суде. Согласно ст. 15 Гражданского процессуального кодекса Украины споры о защите нарушенных прав, свобод и интересов в сфере жилищных отношений подлежат рассмотрению в местных судах общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Здесь вы можете апеллировать также к закону Украины «О защите прав потребителей» (от 12.05.1991 г. № 1023-ХІІ).
"Социалистическая Харьковщина"
|