ДОСРОЧНЫЙ ДЕМБЕЛЬ ВЛАСТИ...
В День дурака Верховная Рада необыкновенно дружно проголосовала за проведение президентских выборов 25 октября 2009 года. Президент, рассчитывавший, что его правление не будут оспаривать до января 2010 года, приготовился Раду разгонять.
За последние полгода Ющенко не единожды удавалось выскальзывать из-под топора, занесенного над его президентством. Пока коммунисты собирали с народа деньги на импичмент, а регионалы носились с идеей внеочередных президентских и парламентских выборов, Секретариат Ющенко двигал свои противовесы в массы. Однако, по мнению внушительной части масс, президент вполне заслужил импичмент своими деяниями — разрушением отношений со стратегическим партнером — Россией, поддержкой агрессии Грузии в ее войне с Осетией, а также демаршами вроде героизации воинов УПА, играющими на раскол страны. Сначала Верховная Рада не имела четко прописанной процедуры импичмента, потом началось «перетягивание каната» с законом о следственных комиссиях, который упрощает процедуру досрочной отставки президента. Осенью закон приняли регионалы в спайке с БЮТ, а когда это хрупкое новообразование рассосалось под воздействием разного рода инъекций, закон «отголосовали» обратно. К весне его снова приняли таким количеством голосов, что президентское вето не действовало. Но было уже поздно. На громоздкую процедуру, да еще в условиях вечного украинского междусобойчика, ушло бы больше времени, чем оставалось до ухода президента, так сказать, естественным путем.
Однако с естественным отправлением в бывшие тоже происходили странные метаморфозы. Пять лет президентского срока могут окончится в октябре 2009 года, либо протянуться до декабря, либо вообще до 17 января 2010 года — все зависит от начала летоисчисления ющенковской эпохи. А она, как известно, начиналась с трех туров президентских выборов 2004–2005 годов. Дембель вроде бы неизбежен до срока, но, как пел Высоцкий «срока было сорок сороков».
С другой стороны, за последний месяц рассеялись сомнения в том, что при мизерном рейтинге и невероятно жидких рядах своих сторонников Ющенко все же рассчитывает на второй срок. Ведь даже логика и здравый смысл уступают перед силой админресурса и вертикалью президентской власти. Ющенко не зря сидел в президентском кресле: за это время ему удалось вернуть себе кое-какие полномочия, отобранные Политреформой. И лишь неосведомленные люди могли удивляться, как это так получается — никто ему не подчиняется, а все слушаются. Словом, в «политическом зазеркалье» почти сошлись на «самой последней дате» — 17 января 2010 года.
Но тут Президент взялся реформировать Конституцию. Информация о том, кто его надоумил и какие при этом были ставки, пока не просочилась. Ведь идею двухпалатного парламента Президент озвучил лишь несколько дней назад. Предлагалось разделить Верховную Раду на верхнюю и нижнюю. Первая бы принимала решения, а вторая продуцировала бы законы. То есть вместо одного президентского вето законодатели из нижней палаты рисковали получить еще и «сенаторский» шлагбаум. К тому же общее количество депутатов сокращалось бы с 450 до 54–80 в палате номер один и 210 — в палате номер два. С учетом национальных особенностей украинской политики реформа грозила превратить страну в «палату номер шесть», описанную Чеховым в рассказе о сумасшедшем доме.
Итак, страной управляют все, и никто за это не отвечает. Спасибо политреформе 2004 года, которая де-юре забрала часть власти у президента и передала ее парламенту, но де-факто разбалансировала все системы власти: исполнительную, законодательную, судебную и фискальную. И уж совсем кардинальные преобразования предполагает система двухпалатного парламента. Прежде чем ее вводить, требуется провести реформы всех систем власти, изменить систему местного самоуправления, перекроить карту страны с помощью административной реформы и переписать Конституцию путем проведения всеукраинского референдума. К таким глобальным переменам, скажем, Великобритания шла столетиями. Ющенко собирался откатать программу по-стахановски, то есть в кратчайшие сроки. К тому же, хотя это ноу-хау унавозили тезисами о «прозорой владе», само начинание вытянули из сундука с нафталином политического раздрая середины девяностых. Тогда с властью тоже много мудрили, перетягивая ее лоскутное одеяло каждый на себя.
Сегодняшняя же картина выписалась для Ющенко тем самым маслом, которым бутерброд всегда падает вниз. Накануне Президент намекнул, что для осуществления революционного проекта «Двухпалатный парламент» нужна стабильность, следовательно, выборы вообще следует отсрочить. Большинство депутатов объявили двухпалатный парламент бомбой для государства и ответили своей гранатой: президентским выборам быть 25 октября нынешнего года! За это решение проголосовал 401 народный депутат, в том числе 174 от ПР, 27 коммунистов, 155 БЮТовцев, 26 представителей НУ-НС и 19 — Блока Литвина. Впрочем, к такому голосованию могло подтолкнуть заявление регионалов о том, что на столе Президента под сукном уже лежит указ о роспуске парламента, а известно, что ничто так не объединяет депутатов, как единая угроза лишиться насиженных мест.
Центральная избирательная комиссия пока высказалась туманно. По словам ее зампредседателя Андрея Магеры, ЦИК будет выполнять постановление, как только его опубликуют. Секретариат Ющенко парировал — дату выборов обжалуют в Конституционном суде. Как и в 2004 году, президентские выборы могут увязнуть в судебных тяжбах. Тогда судьбу президентской власти (назначение третьего тура) решили в зале Конституционного суда и тем самым создали опасный прецедент. Если выборы переместятся в закрытые залы, то о народном волеизъявлении говорить не придется. В Украине суды разобрали «по карманам» политические партии, представляющие разные ветви власти. С демократией такая практика не имеет ничего общего.
Татьяна Яшина, "Социалистическая Харьковщина", № 14 (100) от 03. 04. 09 г.
|