СТАРТ ДАН!
Весенние качели: президент то соглашается идти на выборы 25 октября, назначенные Верховной Радой, то пытается отменить решение депутатов с помощью Конституционного суда. Предметом торга стали досрочные парламентские выборы, которые Ющенко собирается провести в ближайшее время и к тому же по новой избирательной системе. Но вытянет ли страна большой аврал?
Напомним, что Верховная Рада 401 голосом проголосовала за проведение президентских выборов 25 октября. Такой «ответ Чемберлену» дали народные избранники на провал пропрезидентской частью «Нашей Украины» трех из пяти антикризисных законов. Провал же антикризисного пакета отодвигает «выздоровление» страны все дальше. Эти законы являются условием для перечисления почти 2 млрд долларов второго транша кредита МВФ. А ведь Украина уже и не знает, к кому подвалить с шапкой, чтобы в нее бросили хоть какие-то деньги для спасения от дефолта. Недаром на этой неделе в стране устроили такие бурные овации в честь выделения 400 миллионов долларов от Всемирного банка на ремонт дорог к Евро-2012. Что называется, с миру по нитке — голому рубашка.
Не удивительно, что при тотальном попрошайничестве нет денег на очередные президентские выборы, которых все с нетерпением ждут и которые Ющенко пытается максимально отодвинуть. Например, увеличив их стоимость. На прошлой неделе считалось, что хватит 712 млн грн. На этой неделе ЦИК озвучил цифру в 941 млн. А правительство так хочет ускорить уход Ющенко, что не видит поводов для отказа в выделении означенной суммы.
Но конституционные инициативы президента еще больше увеличивают сумму. Ющенко согласен идти на выборы лишь в случае глобальной перестройки всей системы государственного устройства снизу доверху, причем в максимально короткие сроки. Для этого нужно провести референдум по изменению Конституции Украины. Во-первых, вводится двухпалатный парламент. Вместо одной Верховной Рады будет две палаты — новая, типа сенат, ставится «смотрящей» над нижней, типа Верховной Рады, правда, урезанной вдвое. Верхняя палата должна будет визировать законы, принятые нижней палатой. При этом первоочередно она будет рассматривать те законы, которые внесет президент. В переложении на украинские реалии это будет означать, что «нижние» депутаты должны договариваться не только между собой, но и с сенаторами. И опять во главе угла пресловутая «цена вопроса». Нынешняя коррупция отдыхает.
Многие законопроекты будут выдвигаться еще и от имени народа. Это заложено в инициативах Ющенко — ст. 81 и 106. Дело в том, что верхнюю палату обяжут также в первую очередь рассматривать законопроекты, предложенные рядовыми украинцами. Прежде чем документ попадет в сенат, инициативу должны поддержать не менее ста тысяч граждан Украины. Формально это шаг к народовластию. Но в украинских реалиях нет никакой гарантии, что необходимое количество голосов не будут покупать на таких мини-референдумах пакетами гречки или чего другого.
Верхняя палата также будет согласовывать назначения руководителей СБУ, НБУ и Генпрокуратуры, пока подконтрольных президенту. Впрочем, новая Конституция от Ющенко урезает не только президентские полномочия. Кое-что существенное заберут и у Кабмина. Например, премьер теряет право контролировать указы президента. Зато глава державы получает право отменять правительственные акты (ст. 118). Таким образом правая рука уже не только не будет ведать, что творит левая, а приготовится лупасить «противницу».
Уже при существующей системе Президент, Кабмин и Верховная Рада только и занимаются тем, что оттяпывают друг у друга права, не добавляя себе обязанностей. К такой системе привела половинчатая Политреформа, которая превратила Украину в парламентско-президентскую республику, но и заложила мину под парламент следующим условием. Должно образоваться большинство, которое затем формирует Кабмин, но его глава по-прежнему делит власть с президентом. Безусловно, следует менять эту систему лебедя, рака и щуки. Но государственные дела не решаются с наскока, а базовые законы не прописываются под очередные выборы. Ющенко не хватило времени реализовать свою программу 2004 года «10 шагов навстречу людям». Его проект Конституции тоже имеет все шансы стать побегом от людей. Вообще в инициативах «гаранта» есть два основных посыла: провести президентские выборы как можно позже, а парламент перекроить как можно раньше.
На вторую задачу работала бы и предложенная ранее система выборов в парламент по открытым партийным спискам. То есть в бюллетенях будут печататься не только списки партий, но и их кандидаты. Голосуя за одну партию, избиратели смогут при желании отдать предпочтение ряду кандидатов из ее списка. В Украине такая система означает еще более ожесточенное противостояние всех политических сил. Избирателя начнут учить голосовать то умом, то сердцем, а то и желудком. Кандидаты будут снова красить заборы и проводить праздники с раздачей каши и горячительных напитков.
Самое большое преимущество получают те, кто уже находится во власти, то есть обладает пресловутым админресурсом. Рабочим на заводах и студентам в вузах расскажут на собраниях, как правильно голосовать. Согласитесь, оценка в зачетке — аргумент более весомый, чем свежепокрашенная лавочка возле дома. Поэтому за открытые списки выступают сейчас ПР и пропрезидентская часть «Нашей Украины». Первые рассчитывают на полноту власти в советах всех уровней, где они доминируют на половине территории Украины. Президентская же ветвь опирается на губернаторов и глав райадминистраций. Против открытых списков коммунисты и БЮТ, но только потому, что не имеют реальной власти на местах.
Стоимость печати списков непомерной длины (не только партий, но и их кандидатов) вообще не рассматривается ни одной из сил. Деньги не самый веский довод, когда находящиеся во власти занимаются перераспределением должностей и портфелей. Одним словом, систему государственного управления пытаются перевести на новые рельсы, но посадить на ту же проржавевшую дрезину. Бездарное использование рычагов власти превращает их в джойстики, а всю страну — в большой игральный автомат. Вопрос лишь в том, кто выкачает из него прибыль.
Татьяна Яшина, "Социалистическая Харьковщина", № 15 (101) от 10 апреля 2009 г.
|