На главную страницуФорумВопрос-ответКарта сайта
ПРО НАС СТРУКТУРА ПАЛАТИ ПАРТНЕРСТВО НОВИНИ СТАТТІ ЗАХОДИ КОНТАКТИ ВИБОРЧИЙ ПРОЦЕС ЛЮСТРАЦІЯ
Послуги Палати
Принципи надання послуг
Цінова політика
Перелік послуг
Cпецифіка наших послуг
Проекти
Відкриті проекти
Проекти з паролем
Департаменти
Департамент надро- і природокористування, аграрних і земельних відношень і нерухомості
Департамент фінансового, адміністративного, господарського, корпоративного, цивільного права і аудита
Департамент кримінального права і невідкладної правової допомоги
Департамент міжнародного і міжнародного економічного права
Департамент конституційного права та виборчого процесу
РЕГІОНАЛЬНІ ВІДДІЛЕННЯ
ON-LINE КОНСУЛЬТАЦІЇ
Оподаткування спадщини
Ордер адвоката
Чи правомірні вимоги МВС про обовязківість друкування заяв та талонів при реєстрації чи знятті з реєстрації місця проживання, інших правочинах?
Чи потрібно змінювати права при зміні прізвища?
Аренда земельного паю: юридичні тонкощі користування
Як отримати реєстрацію за місцем вашого фактичного проживання?
Процедура дематеріалізації випуску акцій: порядок проведення, строки та можливі труднощі
Як продати квартиру, в якій була зроблена самостійна перебудова?
Обіг наркотичних речовин: закон і порядок
Закони України
Укази та розпорядження Президента України
Постанови та Розпорядження Кабінету Міністрів України
Накази
Двосторонні міжнародні договори









Админсуды спорят за землю

Высший админсуд Украины пытается через Конституционный суд частично размежевать полномочия между админсудами и хозсудами в сфере земельных споров

Тем самым ВАСУ пытается снять хотя бы некоторые обвинения, что админсуды влезали в юрисдикцию хозсудов, вынося решения по земельным делам.

В пятницу ВАСУ подал представление в КС, в котором поставлен ряд проблемных вопросов (см. справку). Админсуды неоднократно обвинялись в нарушении подсудности по разным категориям дел, в том числе и по земельным. А в начале апреля совместная комиссия ВСУ и Совета судей Украины установила громадное количество недочетов в работе четырех админсудов: ВАСУ, Львовском ОАС и Львовском ААС и в Ивано-Франковском ОАС. В итоговом документе члены комиссии констатировали, что админсуды часто выходят за рамки своей юрисдикции. «Характерным для всех админсудов, в которых изучалось состояние отправления правосудия, являются неединственные случаи нарушения ими правил подсудности и выход за рамки компетенции админсудов касательно решения админдел. Обнаружены многочисленные случаи рассмотрения этими судами по сути дел, которые не принадлежат юрисдикции админсудов, в частности, земельных споров, споров о праве собственности на другие объекты недвижимого имущества, приватизации госимущества»,— гласит официальный отчет комиссии. Проверенным админсудам дан срок до 1 сентября, чтобы устранить, в том числе, и эти недостатки.

Именно после этого ВАСУ начал активнее заботиться о размежевании компетенции админсудов и других судейских вертикалей. С одной стороны, руководство этого ведомства пытается доказать, что админсуды поступали правомерно и исходили из юридически обоснованной позиции. С другой, очевидны намерения ВАСУ не допустить выхода из своей юрисдикции интересных категорий дел, в том числе — земельных споров.

Для ВАСУ это тем более актуально, поскольку в последнее время комитет Рады по правосудию тоже начал уделять внимание этой теме. Речь, в первую очередь, идет о законопроекте № 1403 (авторы — Дмитрий Притыка (Партия регионов), Юрий Бут (НС-НУ), Елена Шустик и Андрей Портнов (оба — БЮТ). Против этого документа выступили представители ВАСУ, поскольку данная законодательная инициатива слишком сильно ограничивает юрисдикцию админсудов. В то же время председатель админпалаты ВСУ Виктор Кривенко подчеркнул, что принятие законопроекта в нынешнем виде может вообще привести к потере админсудами своей юрисдикции. Парламентарии обязались доработать документ как можно быстрее, однако на прошлой неделе он так и не был готов.

Опытные юристы, опрошенные «і», считают возможным осуществить разграничение компетенции судов через КС. Но при этом подчеркивается, что это не самый эффективный путь по сравнению с усовершенствованием законодательства и принятием соответствующих постановлений пленумом ВСУ. Доминирует мнение, что КС откажет в производстве по представлению ВАСУ из-за неподсудности ему таких вопросов.

Зампредседателя админпалаты ВСУ Александр Терлецкий сообщил «i», что представители админпалаты ВСУ и представители ВАСУ через неделю начнут серьезную работу по положениям КАСУ, в том числе и в отношении определения компетенции. «Вопрос разграничения полномочий — достаточно сложная проблема. На законодательном уровне мы пытались скопировать аналогичные положения из немецкого законодательства. У меня есть, к примеру, самый первый проект КАСУ, который нарабатывала еще рабочая группа во главе с Владимиром Стефанюком. С точки зрения админпалаты ВСУ, этот проект в лучшую сторону отличается от того КАСУ, который есть сегодня. Улучшать действующий КАСУ на законодательном уровне — это достаточно сложный путь. Но мы пытаемся, и если будет конструктивный настрой на работу, мы сможем кое-что сделать. Впоследствии попробуем реализовать наши наработки через законодателя»,— подчеркнул господин Терлецкий. Он отметил, что разделение полномочий можно было бы осуществить и при помощи постановлений пленума ВСУ, но этот путь также предполагает ряд сложностей. «Во-первых, в истории пленума еще не было ни одного постановления об определении компетенции. Во-вторых, попытка пленума разграничить компетенцию путем толкования действующих норм очень опасна с точки зрения вмешательства в прерогативу непосредственно законодателя. В-третьих, самый простой вариант — принять постановление пленума с четким перечнем категорий дел, которые относятся к той или иной юрисдикции. Но такое постановление придется принимать чуть ли не каждую неделю»,— считает судья.

Многие судьи также подчеркивают, что говорить о размежевании компетенции только в рамках административной юрисдикции — это однобокий подход к решению проблемы. В данном случае необходима работа с судьями из уголовных, гражданских и хозяйственных судов, чтобы не было перекосов и превалирования только одной точки зрения.

Руководство ВАСУ в своем представлении задает КС два основных вопроса:

1. Выступает ли орган местного самоуправления при осуществлении своих полномочий как субъект властных полномочий?

2. Должны ли админсуды рассматривать споры о признании недействительными решений органов местного самоуправления, которыми нарушаются права физических и юридических лиц в сфере регулирования земельных отношений?

В этой связи ВАСУ просит КС дать официальное толкование п. 1 ч. 1 ст. 17 КАСУ, а также ст. 12 Земельного кодекса. Напомним, что основная задача административной юстиции — разрешение споров между гражданами и органами государственной власти.

"Экономические известия"


підбірка нормативно-правових актів, якими регулюються питання соціального захисту переселенців, надання їм різних видів пільг та державної допомоги.
Детальніше


Афоризми
Человек, нашедший в законе лазейку, через которую он может провести шикарный кадиллак, безусловно, сохранит этот секрет для себя. Если кто-то один использует известную ему лазейку, то это может оставаться незамеченным, но если все стадо соберется у дыры в заборе, то тут же будет разработано и принято соответствующее законодательство.
Сирил Н. Паркинсон

Відгуки і рекомендації
Андрей Мизовец,
президент ассоциации «Газовые трейдеры Украины»
Национальная правовая палата - это профессионалы, за которыми стоят реальные успешные проекты.
Детальніше


Як позначиться на результатах місцевих виборів введення мажоритарної системи?
Не змінить ситуацію
Склад рад стане "чистіше"
Необхідна змішана система виборів



Особистий кабінет

Логін
Пароль
 



  Надрукувати

© 2007-2008 Copyright Национальная Правовая Палата. Использование материалов данного сайта допускается только при наличии письменного разрешения
Разработка сайта - CodEX World Studio