ДОРОГО И СЕРДИТО: ОТРАВЛЕНИЕ В КАФЕ
Редко кто может отказать себе в удовольствии посидеть в кафе и полакомиться десертом. Еще большее удовольствие — порадовать своих детей «сладким выходом в свет». Однако в летнее время случаев отравления недоброкачественными продуктами питания, к сожалению, становится на порядок больше. В нашей редакционной почте появилось письмо от харьковчанки Елены Донченко, которая пишет, что после посещения кафе у ее детей наблюдались признаки легкого отравления. Читательница интересуется, какую ответственность несут работники общепита за состояние здоровья посетителей. На этот вопрос нам помогли ответить юристы «Национально правовой палаты».
«Действительно в летний период в Украине, особенно в городах, эта проблема стоит весьма остро. К сожалению, никто не застрахован от недобросовестного обслуживания и несоблюдения санитарных норм в учреждениях общепита. Поэтому постарайтесь сохранить, как минимум, чек, который может служить доказательством, что отравление случилось по вине именно этого кафе.
Если вы или ваши близкие почувствовали недомогание после посещения кафе, не занимайтесь самолечением. Обязательно обратитесь к врачу, чтобы тот зафиксировал факт пищевого отравления, выдав вам больничный или направив вас в больничный стационар. Обязательно сохраняйте все чеки, которые подтверждают покупку вами лекарств или оплату услуг специалистов. Если же вы не сохранили документов, которые могли бы подтвердить факт посещения вами данного кафе, и не обращались к врачу за помощью, вы можете поступить следующим образом.
Во-первых, следует написать жалобу на имя руководителя кафе, направив её заказным письмом с уведомлением. После получения жалобы руководитель кафе обязан на неё ответить в течение месяца. Того требует Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. № 393/96–ВР.
Во-вторых, напишите претензию в Книге отзывов и предложений, которая должна находиться в каждом кафе, причем на видном и доступном для посетителей месте, и предоставляться клиентам по первому же требованию. Это требование зафиксировано в Инструкции о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и учреждениях ресторанного хозяйства, утверждённой приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 24 июня 1996 г. № 349.
В-третьих, подайте жалобу в районную санэпидстанцию и службу защиты прав потребителей по месту расположения кафе. Жалоба обычно пишется в произвольной форме с обязательным указанием всех подробностей (место нахождения кафе, дата, когда вы там находились, какое именно блюдо, по вашему мнению или мнению врачей, вызвало пищевое отравление, и т. д.).
Данные организации обязаны отреагировать на ваше обращение. Служба защиты прав потребителей руководствуется Законом Украины «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 г. № 1023–ХІІ. А санэпидстанция непосредственно контролирует соблюдение учреждениями общепита санитарных норм. К примеру, согласно ст. 31 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24 февраля 1994 г. № 4004–ХІІ, Постановлению Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине» от 22 июня 1999 г. № 1109, ст. 236 Кодекса Украины об административных правонарушениях, сан-эпидемстанция не только осуществляет контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями норм санитарного законодательства, но и расследует причины возникновения инфекционных заболеваний, а также привлекает виновных лиц к административной ответственности. Так, согласно ст. 236, 42, 78, 80–83, 90–1, 95, 167, 168–1, 170, 188–11 Кодекса Украины об административных правонарушениях, учреждения санитарно-эпидемиологической службы рассматривают дела, связанные нарушением государственных санитарно-гигиенических правил и санитарно-противоэпидемических правил и норм. Кроме того, представители этих органов имеют право наложить штраф за выявленные правонарушения.
Гражданин, пострадавший от отравления в общепите, также имеет возможность возместить свой материальный и моральный ущерб в судебном порядке. Это имеет смысл сделать при наличии чеков, подтверждающих факт обслуживания в данном кафе, приобретенных лекарств, документа, который подтверждает ваше обращение за помощью к врачу. А то, что вы обращались к руководству кафе (это подтвердит почтовый чек и почтовое уведомление, а также запись в Книге отзывов и предложений), сыграет в вашу пользу, как и вывод (акт проверки) санэпидемстанции (службы защиты прав потребителей).
При рассмотрении дела в суде вы также можете привлечь санэпидемстанцию и (или) службу защиты прав потребителей в качестве третьего лица, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора. Однако вы можете столкнуться с рядом сложностей — в частности, наиболее сложно доказать, что вы отравились именно в указанном вами кафе».
"Социалистическая Харьковщина" № 25 (111) от 19 июня 2009 г.
|