Жилищно-коммунальные войны. ЖЭКи и ОСМД: некоторые особенности взаимоотношений с потребителем
Проблемы ЖКХ не дают покоя ни гражданам, ни местным властям, ни обслуживающим организациям
Аббревиатура "ЖКХ" вызывает у подавляющего большинства населения нашей страны не самые приятные эмоции. Правоотношения в этой сфере складываются непросто. Жильцы жалуются на плохое качество обслуживания, бюрократию, безответственность и часто даже беспредел в жилищно-коммунальном хозяйстве. Причем "незлым тихим словом" вспоминают и о государственных, и о частных ЖЭКах, и об ОСМД.
Проблемы ЖКХ не дают покоя ни гражданам, ни местным властям, ни обслуживающим организациям. О том, как защищать свои права в жилищно-коммунальных войнах, шла речь в ходе интернет-конференции на портале ЛІГА:ЗАКОН. На вопросы участников конференции отвечала заместитель председателя Национальной правовой палаты, адвокат Анна Самойленко,
Согласно п.1 ст.19 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах", отношения между потребителем и ЖЭКом осуществляются исключительно на договорных условиях, поэтому необходимо быть предельно внимательными и продумать каждый пункт такого договора. Никто не имеет никакого законного права принуждать вас заключать договор с ЖЭКом на тех условиях, которые вас не устраивают, акцентирует внимание Анна Самойленко. Согласно ст.ст.627, 628 ГК, стороны сами определяют и согласовывают условия договора, которые не должны противоречить действующему законодательству Украины. Таким образом, вы можете предложить ЖЭКу свой проект договора о предоставлении услуг по содержанию дома и придомовой территории.
Немало неудобств у жильцов возникает с водоснабжением домов. Полезно знать, что в случае планирования перерыва в предоставлении услуг по водоснабжению ЖЭК обязан сообщить об этом через средства массовой информации, а также в письменном виде, не позже чем за 10 дней до наступления перерыва (за исключением перерыва, наступившего в результате аварии или действия непреодолимой силы). В сообщении обязательно указываются причина и время перерыва в предоставлении соответствующих услуг. Кстати, порядок отключения воды и электричества может быть предусмотрен условиями договора, заключенного с ЖЭКом.
Также Законом "О жилищно-коммунальных услугах" определено право потребителя получать необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, о структуре цены/тарифа, нормах потребления, порядке предоставления услуг, их потребительских свойствах. В случае, если исполнитель/производитель ЖК-услуг не предоставляет необходимую информацию (в частности, в счетах на оплату), потребитель вправе письменно обратиться к соответствующей организации. Такое обращение должно быть рассмотрено и принято решение в срок не более одного месяца с момента его поступления.
На частный ЖЭК можно жаловаться в Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины, которое является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной политики по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики. Именно оно определяет порядок формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и осуществляет контроль в жилищной сфере. Также можно обратиться в службу защиты прав потребителей, государственную инспекцию по контролю за ценами. Как советует Анна Самойленко, учитывая бюрократическую волокиту, лучше в судебном порядке решить спор о некачественном предоставлении услуг и возможности перерасчета выставленных платежей.
В случае же некачественного предоставления или непредоставления услуг ОСМД сообщить ей об этом можно в устной или письменной форме. "Чтобы обезопасить себя, лучше, конечно же, обратиться в письменной форме, - рекомендует Анна Самойленко. - Поэтому пишите жалобу и направляйте ее ценным или заказным письмом с уведомлением о вручении". Представитель ОСМД, получив такое письмо, обязан определить и зафиксировать точное время и дату установления факта непредоставления услуг, предоставления их не в полном объеме или проверки количественных и (или) качественных показателей предоставления услуг.
По результатам проверки в двух экземплярах составляется акт-претензия о некачественном предоставлении или непредоставлении услуг, который подписывается инициатором жалобы и представителем ОСМД. Именно акт-претензия является подтверждением того, что услуга вам не предоставлялась, или предоставлялась некачественно, а также, основанием для проведения перерасчета.
Кстати, если представители ОСМД не явятся на проверку, вы имеете полное право сами составить и подписать акт-претензию, который будет считаться действительным, если его подписали минимум два других потребителя (например, соседи). Данный акт-претензию также необходимо направить ОСМД заказным письмом с уведомлением о вручении. ОСМД обязана рассмотреть акт и сообщить в течение трех рабочих дней об удовлетворении претензии или об отказе в удовлетворении с обоснованием причин такого отказа. В случае невозможности решения этого вопроса мирным путем, придется обращаться в суд.
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ |
1. Жилищный кодекс Украины.
2. Гражданский кодекс Украины.
3. Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах".
4. Закон Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома".
5. Закон Украины "О защите прав потребителей".
6. Постановление Кабинета Министров Украины "О реализации Закона Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома".
7. Постановление Кабинета Министров Украины "Об утверждении Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и Типичного договора о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий".
|