Закон о судоустройстве как возможная судебная реформа: изменения, преимущества и недостатки
Сейчас на портале ЛигаЗакон проходит вэб-конференция, посвящённая новому Закону о судоустройстве, принятому ВР 7 июля 2010 года, предусматривает проведение глубокой реформы судебной системы: учреждение нового высшего специализированного суда по рассмотрению уголовных и гражданских дел; ликвидацию военных судов; новую процедуру назначения судей впервые; расширение полномочий ВСЮ и прочее.
14.12.2010, 23:43, Ярина
Здравствуйте! Много говорят о сокращенных формах судебного производства по новому Закону. Что именно изменилось? Спасибо за ответ.
Надежда Рыбальченко
Кодекс административного судопроизводства Украины был дополнен ст. 183-2, в которая предусматривает применение сокращённого производства в административных делах.
Перечень административных дел, относительно которых может быть применено сокращённое производство, является исчерпывающим. В него входят следующие административные дела:
1) дела относительно обязательства субъекта властных полномочий совершить определённые действия относительно рассмотрения обращения, в том числе информационного запроса;
2) дела относительно обжалования физическими лицами решений, действий, бездеятельности субъектов властных полномочий относительно назначения, пересчёта, получения пенсионных выплат и других социальных выплат;
3) дела относительно прекращения по обращению субъекта властных полномочий юридических лиц или физических лиц-предпринимателей;
4) дела относительно взыскания денежных сумм, которые основываются на решениях субъекта властных полномочий, относительно которых завершился установленный срок обжалования. Основная особенность сокращённого производства заключается в том, что судья рассматривает дело единолично, не проводя судебного заседания и не вызывая лиц, которые принимают участие в деле.
Данное производство осуществляется в относительно короткие сроки – так, постановление об открытии производства незамедлительно отправляется сторонам по делу, а ответчику предоставляется всего лишь десять дней для подачи возражений против иска. Сроки рассмотрения дела по сокращённому производству зависят от того, признал ответчик иск или нет (в случае признания иска – дело рассматривается на протяжении одного с дня получения заявления о признании иска), подал ли ответчик свои возражения против иска (дело рассматривается на протяжении трёх дней), в случае подачи – на протяжении пяти дней с дня получения судом данных документов.
Постановление вынесенное по результатам сокращённого производства может быть обжаловано в апелляционном порядке, но данном случае постановление суда апелляционной инстанции является окончательным и обжалованию не подлежит.
15.12.2010, 08:11, про врю
Коли формуватимуть новий склад ВРЮ? Які нові повноваження?
Надежда Рыбальченко
На основании изменений, которые были внесены в Закон Украины "О Высшем совете юстиции", теперь именно Высший совет юстиции по представлению соответствующего совета судей назначает судей на должности главы суда, заместителя главы суда и увольняет их с этих должностей. Состав ВСЮ формируется следующими субъектами: Верховным Советом, Президентом, съездом судей, съездом адвокатов, съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений, каждый из которых назначает в ВСЮ по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры – двух членов ВСЮ. Глава Верховного Суда Украины, Министр юстиции, Генеральный прокурор Украины входят в состав ВСЮ по должности.
15.12.2010, 15:44, Толик
Уважаемая Надежда! Подскажите, изменены ли требования к кандидатам на должность судьи?
Надежда Рыбальченко
В соответствии со ст. 64 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" установлены следующие требования для кандидатов на должность судьи:
1) украинское гражданство; 2) возраст не менее 25-ти лет; 3) высшее юридическое образование; 4) стаж работы в отрасли права не менее 3-х лет; 5) проживание в Украине не менее 10-ти лет; 6) владение государственным языком. 7) кандидат на должность судьи должен быть дееспособным, несудимым, и не иметь хронических психических или других заболеваний, которые препятствовали бы ему в исполнении обязанностей судьи.
16.12.2010, 19:49, Владимир
Появится ли в Украине суд присяжных?
Надежда Рыбальченко
Статья 63 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" определяет статус присяжных. Согласно данной норме присяжными могут быть граждане Украины, которые в случаях, предусмотренных процессуальным законом, привлекаются к осуществлению правосудия, и тем самым обеспечивают согласно Конституции Украины непосредственное участие народа в правосудии. Но, ни одним из процессуальных законов Украины не предусмотрено, в каких же именно случаях присяжные могут принимать участие в судебном процессе. Таким образом, данная норма о присяжных на сегодняшний момент носит декларативный характер и не может быть применена на практике из-за отсутствия соответствующей процедуры.
16.12.2010, 21:55, Ы
Что изменится в апелляционном и кассационном производстве?
Надежда Рыбальченко
Наиболее существенное изменение – это появление в судебной системе Украины Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Данный суд будет рассматривать гражданские и уголовные дела в кассационном порядке, анализировать судебную статистику и обобщать судебную практику. И хотя Верховный Суд Украины остался наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, его полномочия существенно сократились. Отныне Верховный Суд Украины пересматривает судебные решений при наличии одного из двух обстоятельств –неодинаковое применение судом (судами) кассационной инстанции норм материального права (одних и тех самых норм уголовного закона – в уголовном процессе) и установление международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушение Украиной международных обязательств при разрешении спора судом. Так же были сокращены сроки для обжалования решений - к примеру, сокращён срок для обжалования решения апелляционных хозяйственных судов, согласно внесённым изменениям в ХПК Украины, он сокращён с тридцати до двадцати дней.
Значительно сокращены сроки в порядке рассмотрения дел в судах. Так, в гражданском процессе апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции должна быть рассмотрена на протяжении двух месяцев, а на постановление суда первой инстанции – на протяжении пятнадцати дней. В административном процессе апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции должна быть рассмотрена на протяжении одного месяца, а на постановление суда первой инстанции – на протяжении пятнадцати дней.
17.12.2010, 08:09, Никита
Как изменен порядок вручения судебных повесток? Правда ли, что теперь их будут слать по имейлу? От нас будут требовать официальный имейл заводить?
Надежда Рыбальченко
Возможность направления судебных повесток по электронной почте предусмотрена частью 3 ст. 33, ст. 38 Кодекса административного судопроизводства Украины. Но данный порядок может быть применён лишь в том случае, если Вы, как сторона по делу, указали адрес своей электронной почты и не возражали против её использования для получения текстов судебных решений и других документов.
Данные изменения относительно направления судебных повесток по электронной почте будут введены в действие со дня публикации объявления Государственной судебной администрацией Украины в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер" о начале функционирования Единой базы данных электронных адресов, номеров факсов (телефаксов) субъектов властных полномочий.
17.12.2010, 09:14, Макс
Что Вы скажете об автоматизированной системе документооборота? Какие ее преимущества и недостатки, по Вашему мнению?
Надежда Рыбальченко
Введение автоматизированной системы документооборота предусмотрено статьёй 15 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей". Эта система позволит в автоматическом порядке определять персональный состав суда для рассмотрения конкретного дела, с учётом степени загруженности каждого судьи, специализации и требований процессуального закона. Более детально порядок функционирования этой системы должен быть прописан в Положении о автоматизированной системе документооборота, утверждённом Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины.
В целом же, данная система должна обеспечить объективное и непредубежденное разделение дел между судьями с соблюдением принципов очередности и одинакового количества дел для каждого судьи. В то же время, чтобы обеспечить все суды необходимыми материально-техническими ресурсами для функционирования данной системы понадобиться значительные средства и время.
Задать вопрос >>>
|