Ведущие эксперты в области автоправа обсудили реализацию на практике новых правил проверки ТС автомобилей, "подводных камнях" закона о "европротоколах" и взаимоотношениях автомобилистов с инспекторами ГАИ
28 сентября в Пресс-центре информационного агентства "ЛІГАБізнесІнформ" компания "ЛІГА:ЗАКОН" провела круглый стол на тему: "Правоотношения на дороге в свете последних изменений в законодательстве". За круглым столом ЛІГА:ЗАКОН собрала ведущих украинских специалистов, практикующих в области автоправа, представителей Управления ГАИ МВД Украины, а также представителей ведущих страховых компаний и социальных организаций, чтобы вступления в силу последних законодательных изменений, касающихся отмены технического осмотра, оснований для остановки сотрудниками ГАИ транспортных средств, а также введение "европротоколов". Учитывая тот факт, что вопрос правоотношений на дороге не утрачивает своей актуальности, на приглашение компании "ЛІГА:ЗАКОН" откликнулось большое количество экспертов и СМИ. С докладами за круглым столом выступили: автоадвокаты - Анна Самойленко (Национальная правовая палата) и Владислав Подоляк (АО "ЮФ "Василь Кисиль и партнеры"), представитель страхового рынка Александр Квятковский (директор департамента урегулирования убытков СК "Универсальная"), представители власти - Олег Серый (Главный инспектор отдела организации работы ДПС Управления ГАИ МВД Украины, подполковник милиции) и Александр Зубенко (исполняющий обязанности Начальника отдела профилактической работы Управления ГАИ МВД Украины, подполковник милиции). В дискуссионной панели приняли участие известные эксперты: Владимир Караваев (Общественное движение за права водителей "Дорога в будущее", автор книги "Аргументы Караваева против штрафов ГАИ"), Вадим Карнаухов (Вице-президент Международной Федерации защиты прав водителей), Елена Машара (член президиума Моторного (транспортного) страхового бюро, СК "АСКА"), практикующие юристы и автоадвокаты, представители страховых компаний и общественных организаций. ТЕХОСМОТР В ходе первой части круглого стола практикующий адвокат Национальной правовой палаты Анна Самойленко осветила последние законодательные нововведения в части прав и обязанностей участников дорожного движения. По ее словам, после принятия изменений относительно отмены чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок остается ряд нерешенных вопросов как в законодательных нормах, так и в их практическом применении. В частности, адвокат называет отмену технического контроля в ГАИ для обычных автомобилистов достаточно позитивной новеллой, согласно которой технический осмотр будет проводиться в специализированных учреждениях, прошедших аккредитацию в органах власти и получивших соответствующую лицензию. Однако фактически такая норма не реализуется на практике, поскольку сейчас никто не может ответить на вопрос: "где автолюбители смогут пройти такой технический осмотр?", ведь на данный момент соответствующие разрешения СТО еще не выдаются. ОСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ ИНСПЕКТОРОМ Положительно можно оценить также изменения, благодаря которым все основания для остановки транспортного средства четко прописаны в едином нормативном акте - Законе Украины "О милиции". Однако следует заметить, что данные основания остаются довольно широкими: Закон предусматривает 12 случаев, при которых инспектор ГАИ имеет право останавливать Ваш автомобиль. Среди них больше всего противоречий вызывает пункт относительно проведения оперативных мероприятий, поскольку данный повод остановки автомобиля может стать способом злоупотребления инспектором ГАИ своими полномочиями. В тоже время Олег Серый, главный инспектор отдела организации работы ДПС Управления ГАИ МВД Украины, отмечает и частые факты злоупотребления водителями своими правами в случае остановки их транспортных средств. Так, записывая видеоролики при остановке автомобиля, по словам Олега Серого, граждане пытаются осуществлять действия контроля над сотрудниками ГАИ, не имея на это никаких полномочий. В ходе выступления представитель власти также подчеркнул, что автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения транспортным средством без его остановки, в результате которой собственникам автомобиля раньше направлялись так называемые "письма счастья", отсутствует уже два года. Другие приборы фиксации нарушения используются лишь в ручном режиме, непосредственно при остановке автомобиля и беседы с водителем. "ЕВРОПРОТОКОЛЫ" Вторая часть круглого стола была посвящена введению в Украине уведомлений о дорожно-транспортном происшествии, которые в народе называют "европротоколами". В ходе своего выступления Владислав Подоляк, адвокат ЮФ "Василь Кисиль и партнеры", напомнил, что еще в феврале этого года Верховная Рада приняла Закон, который позволяет водителям в случае аварии не вызывать сотрудников ГАИ. А именно: когда в ДТП нет пострадавших, обе машины застрахованы, а оба водителя трезвы и согласны с причинами аварии, водитель, у которого есть полис автогражданки, освобождается от административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения - не платит штраф и не рискует лишиться прав. В таких случаях Закон позволяет участникам ДТП воспользоваться правом совместно составить сообщение об этом происшествии, которое позже направляется в страховую компанию для возмещения убытков. Между тем, специалист указывает на ряд сложных вопросов, которые могут возникнуть у участников дорожно-транспортного происшествия при использовании "европротоколов". К примеру, максимальная сумма ущерба, которую страховая компания обязана возместить на основания такого уведомления, составляет 10 тысяч гривен. Однако насколько правильно участники ДТП смогут оценивать размер нанесенного ущерба на месте аварии? Кроме того, что делать в случае, если виновный участник аварии после подписания "европротокола" изменил свою позицию? Можно ли использовать "европротокол", если в ДТП попало больше двух автомобилей и все они хотят урегулировать ситуацию мирным путем? ОПАСЕНИЯ СТРАХОВИКОВ Еще больше вопросов к применению уведомлений о ДТП возникло у Александра Квятковского, директора департамента урегулирования убытков СК "Универсальная", который не разделяет оптимизма относительно "европротоколов". По его словам, в эффективности таких уведомлений можно усомниться, поскольку в России, где они были введены еще в 2009 году, "европротоколы" используют лишь 14 % участников всех ДТП в стране. Также он прогнозирует массу злоупотреблений лицами, которые с помощью "европротоколов" захотят "поправить" свое материальное положение. При необходимости страховыми компаниями будут проводиться дополнительные расследования условий дорожно-транспортных происшествий. Для предотвращения мошенничества существует масса способов, на начальном этапе введения "европротокола" будут применяться все возможные. Итак, на сегодняшний день до момента фактического введения "европротоколов" уже можно четко спрогнозировать ряд проблем, которые возникнуть при их применении. Насколько подтвердятся данные опасения - по словам экспертов, покажет лишь время, однако всех проблем на дороге они не решат. Более подробную информацию об итогах круглого стола читайте в профессиональном издании "ЮРИСТ & ЗАКОН", а так же на сайте ЛІГА:ЗАКОН. На следующей неделе все желающие смогут ознакомиться с видеоматериалами по круглому столу, которые появятся на сайте www.ligazakon.ua . Данный круглый стол поднял очень остро стоящую в обществе тему правоотношений на дороге. Это первый круглый стол из серии мероприятий, посвященных данной теме, запланированных компанией "ЛІГА:ЗАКОН". Ознакомится с видеоматериалами: http://news.ligazakon.ua/news/2011/10/7/49907.htm "ЛІГА:ЗАКОН"
|