"Социалистическая Харьковщина", 2008 г.

ЛЕВЫЙ МАРШ В НИКУДА

Владимир Гошовский В отличие от всего мира в Украине выборный процесс продолжается беспрерывно. С каждым новым витком непрекращающейся избирательной кампании укрепляются позиции партий крупного капитала. Левое же движение народ будто вовсе не замечает. А ведь именно левые партии декларируют защиту прав простых людей. Так что это за помощь, от которой люди отказываются? За ответом наш корреспондент Татьяна Яшина обратилась к лидеру партии «Соціалістична Україна», председателю Национальной правовой палаты Владимиру Гошовскому.

Владимир Сергеевич, как могло случиться, что народ перестал верить своим защитникам?

Большинство программных обещаний левых остаются лишь на бумаге. Сегодня сколько угодно можно оправдываться скромным представительством в органах власти, но ведь было время, когда левые партии доминировали как в ВР, так и в местных законодательных органах.

Давайте посмотрим, какие инициативы тогда выдвигались. Отечественному производителю гарантировали уменьшение налогового давления (Блок Наталии Витренко, КПУ, СПУ). Заставить богатых помогать бедным за счет социально дифференцированной налоговой политики требовали те же Блок Витренко и КПУ. Уничтожить коррупционные схемы, в том числе налог на добавочную стоимость, с помощью которого дельцы получают миллионные откаты, призывали КПУ и СПУ. Одним словом, декларации распространялись на все наболевшие социальные проблемы, касались рынка энергоносителей, ЖКХ, тарифов, транспорта, внешней торговли, сферы занятости. Что мы получили взамен? Банковские кредиты под скромные проценты оборачиваются выплатами, на порядок превышающими взятые в долг суммы.

НДС по-прежнему разъедает экономику страны. Снизились лишь показатели по безработице, но уступили место такому понятию, как нищета работающих. Соцопросы свидетельствуют, что только малая часть населения может купить бытовую технику и добротную одежду, не говоря о домах, квартирах, машинах. Остальные работают за еду и крышу над головой. Но скоро и эти блага будут поставлены под сомнение безудержной инфляцией и ростом коммунальных тарифов.

Беззубость левых, их заискивание перед грабительской властью превратила тех, чьи интересы они обещали защищать, в батраков. А левые помогают править бал «хозяевам жизней».

К слову, программа СПУ провозглашала не только создание наибольшего числа рабочих мест, но и утверждала, что это будет сделано в кратчайший (годичный) срок.
Если прогрессивные социалисты Наталии Витренко еще могут оправдаться тем, что не попали в Верховную Раду и таким образом не смогли реализовать свои обещания, то социалисты имели шесть лет для выполнения своих программных обещаний. Сегодня в парламенте удержались только коммунисты, но они голосуют не за простых граждан, а за интересы олигархов. Ведь от их голосования за размеры пошлин и дотаций при вступлении в ВТО выигрывают аграрные олигархи, но не отечественные фермеры.

Почему приняли государственный бюджет Украины на 2008 год несмотря на все его издержки в социальной сфере? Потому что именно часть депутатов от КПУ подставила плечо Кабмину Тимошенко.

Где же та точка опоры, с помощью которой можно перевернуть землю?

Левые обязаны перейти от красивой риторики к решительным действиям. А начать следует с самих себя, — с организации и управления. Сегодня все левые партии, которые призывали бороться с бюрократией, превратились в средоточие этой самой бюрократии. За цветной палитрой партийной жизни Украины скрывается стандартная вертикаль: Политбюро — Политсовет — Центральный комитет — рабочие и контрольные органы в центре и аналогичные структуры на местах. Если схема работала при Советском Союзе с его однопартийным принципом, то в многопартийной системе она превращает даже самую мощную партию в колосс на глиняных ногах. Далеко ли можно доехать на «Мерседесе» с колесами от «Жигулей»?

А огромная дистанция, отделяющая верхушку от рядовых членов даже самой маленькой партии! Если правые могут держаться на таких схемах — они привыкли покупать избирателей с помощью финансового и административного ресурса, то левые должны максимально приблизиться к народу. Постоянно общаться с людьми, знать насущные проблемы и настроения — вот методы работы партий, которые позиционируют себя выразителями народных интересов.

На практике же большинство представительств на местах занимаются бумаготворчеством. С одной стороны, они выполняют роль реализаторов спущенных «вказивок», с другой — поставщиков статистов, создающих фон для театрализованных съездов, партконференций и акций.

А часть местных организаций вообще существует лишь на бумаге, чтобы формально сохранить соответствие квалификационным требованиям Закона Украинцы «О политических партиях». В таких «потемкинских деревнях» занимаются приписками численности членов партии. В итоге формализм погружает партию в формалин, где тонет любая инициатива, где мышиная возня вытесняет идео¬логию и здоровое зерно.

Лидерам необходимо спуститься с партийного Олимпа, провести непредвзятую проверку на местах, ответственно и честно посмотреть правде в глаза. Акции нужны не для «галочки», а чтобы заставить власть слушать народ. Вот основные акценты современной партийной работы в новых политических условиях.

Значит, как в старые добрые и недобрые времена: кадры решают все?

Нерешенные кадровые проблемы и просчеты существенно мешают развитию и укреплению левого движения. Амбициозность лидеров политических партий зашкаливает: они уже давно никого не хотят слышать, кроме себя, любимых, и персональных льстецов. В партиях забыли о внутренних дискуссиях, политическая позиция насаждается сверху. Это не партии, а закрытые акционерные общества, где 100 % акций принадлежат всевластному вождю — современному фараону с неограниченной властью. Кто не согласен — вон из партии.

И насколько часто украинские левые хлопают дверями?

Хлопают, еще и как. Но только при этом возникают такие скозняки, которые выдувают сами партии за борт общественно-политической жизни. Давайте обратимся к опыту прошлого. Социалистическая партия Украины из-за амбиций лидера, подогретых его серым кардиналом, за 17 лет сама же породила четыре конкурирующих партии, созданные изгнанниками из СПУ. Где теперь СПУ? Мороза покинул даже его серый кардинал, променял гражданскую позицию на министерскую должность и «укрепляет» собой политическую силу из противоположного лагеря. Руководители украинских социал-демократов все 17 лет посвятили междоусобной борьбе… за бренд, за перетягивание на свою сторону собственных противников. Где теперь эсдеки? Там же, где и СПУ.

Большинство лидеров политических партий, а левых это касается особенно, просто не умеют смотреть правде в глаза и отвечать за свои ошибки. Этим они принципиально отличаются от своих зарубежных коллег. В США проигравший президентские выборы кандидат чаще всего уходит из политической жизни. В Украине же лидер партии, которая на выборах получила пару тысяч голосов, гнет прежнюю линию и ведет свою партию… к очередному поражению. Так продолжается от выборов к выборам по много раз, но никто лидеру не указ. Критику партийные бонзы воспринимают как ересь и потому на местах расставляют удобных для себя людей. Выдвиженцы не пользуются авторитетом и не могут похвастаться результатами в работе.

Чем чреват партийный авторитаризм?

Болезнь авторитаризма в той или иной мере присутствует в каждой из левых партий. Партия работает на лидера, подчиняется его интересам, среди которых доминируют сугубо личностные мотивы. Отсюда непоследовательность, неразборчивость в выборе союзников, готовность ради незначительного результата поступиться идеологическими установками и общей стратегией.

Ну а если добились своего и прошли в парламент?

Присутствие в парламенте еще сильнее обозначает непоследовательность левых. Левые парламентские партии раз за разом «клюют» на сладкие обещания правых. Оторопь берет от «гибкости» социалиста Мороза. Он то поддерживает «правого» Ющенко на выборах 2004 года, то уже через полтора года создает коалицию с ПР, противниками Ющенко, но такой же олигархической партией. В итоге Мороз ушел несолоно хлебавши, а ПР и Ющенко сегодня де-факто создали свою «широкую коалицию» и ведут совместную антинародную политику. В чем им ничуть не мешает присутсвие в ВР коммунистов и уж тем более ничем «не зарадить» Мороз.

Чего следует ожидать простым гражданам в ситуации, когда левые сдают интересы своих избирателей, а правые лишь эксплуатируют социальные лозунги?

Невозможно все время предавать своего избирателя — украинцы отказываются поддерживать политических лжецов, а «при наличии отстуствия» настоящих защитников голосуют за тех, кто хоть что-то для них делает. Недаром эксперты говорят об увеличивающемся прагматизме избирателя.

Недаром большинство социальных законов инициируют и принимают главные оппоненты левых в ВР — ПР и БЮТ. Их на это толкает непрекращающийся выборный процесс, в котором левые, к сожалению, играют лишь роль «подпевал» или заставки, имитирующей демократию.

Левые превратились либо в маргиналов, работающих на правых, либо потерявших ощущение времени ортодоксов. Есть левая идея, но нет единой левой идеологии. Есть насущные социальные проблемы, но нет силы, которая бы их решала. В свою очередь правые, прикрываясь социальным популизмом, продолжают наступление на конституционные права и свободы граждан, что увеличивает риск возникновения в Украине не только утилитарного, но и авторитарного государства. А таких последствий история не прощает.


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/articles/articles/1167.html

 - .  Rambler's Top100