ЛИГА:ЗАКОН 09 березня 2011 р.
О некоторых новшествах, внесенных в правила исполнительного производства новой редакцией Закона
Новые правила исполнительного производства призваны повысить эффективность работы ГИС
Вступила в силу новая редакция Закона "Об исполнительном производстве". В целом, внесенные изменения, по мнению целого ряда экспертов, должны повысить эффективность принудительного исполнения судебных решений. Анализу новой редакции посвящен выпуск аналитического еженедельника "ЮРИСТ & ЗАКОН" № 34 от 14 декабря 2010 года.
Остановимся на некоторых новшествах, внесенных в правила исполнительного производства новой редакцией Закона.
ФАБУЛА
Изменения в полномочиях государственных исполнителей
Положительным моментом с точки зрения удобства пользования новым Законом является то, что обязанности и права госисполнителей устанавливаются отдельной статьей (ст. 11 Закона). В прежней редакции этого не было. В то же время нельзя сказать, что указанные права государственные исполнители обрели вновь, просто они систематизированы и выведены в отдельную норму Закона.
Несомненный интерес вызывает прямое закрепление в Законе права госисполнителя в случае уклонения должника от исполнения решения суда обращаться в суд за установлением временного ограничения на право выезда должника - физического лица или руководителя должника - юридического лица за пределы Украины до исполнения решения.
Среди наиболее важных новелл новой редакции Закона следует выделить право госисполнителей на непосредственный доступ к базам данных и реестрам
Это право было и ранее, однако в связи с отсутствием прямой нормы Закона, возможность его реализации была спорной (см. письмо Минюста от 6 июня 2008 года № 25-32/507).
Помимо этого содействовать выполнению судебных решений будут и другие расширенные полномочия судебных исполнителей, в частности, им предоставлено право:
- получать от органов, учреждений, организаций и должностных лиц конфиденциальную информацию, необходимую для проведения исполнительных действий (п. 3 ч. 3 ст. 11 нового Закона);
- обращаться к органу (должностному лицу), выдавшему исполнительный документ, за разъяснением его содержания (п. 9 ч. 3 ст. 11 нового Закона);
- при наличии решения суда о принудительном проникновении в жилище, выносящегося по представлению госисполнителя, получать такой доступ (п. 15 ч. 3 ст. 11 нового Закона);
- привлекать к проведению или организации исполнительных действий, в том числе и на платной основе, за счет авансового взноса взыскателя, субъектов хозяйствования (п. 19 ч. 3 ст. 11 нового Закона). В прежней редакции речь шла лишь о привлечении исключительно на платной основе субъектов хозяйствования, имеющих соответствующие лицензии.
Среди наиболее важных новелл новой редакции Закона в части полномочий госисполнителей следует выделить и право непосредственного доступа к базам данных и реестрам, в том числе электронным, содержащим информацию о должниках, их имуществе и средствах (ст. 5 нового Закона).
Новые требования к исполнительному документу
Новой редакцией Закона предусмотрены и новые требования к исполнительному документу, необходимые для открытия исполнительного производства. К ним, в частности, относятся такие (ст. 18 нового Закона):
- в случае если решение постановлено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, а также если присужденное имущество пребывает в нескольких местах, в исполнительном документе указывается только один должник и только один взыскатель, при этом также указывается, что решение исполняется в какой-то части или же взыскание производится солидарно.
Данное новшество можно назвать вполне логичным, ведь при отсутствии таких требований суды могут выдавать один исполнительный лист о взыскании присужденного с нескольких ответчиков или же нескольким взыскателям один исполнительный лист на всех;
- исполнительный документ действителен при условии, что он скрепляется гербовой печатью учреждения, которым выдан, в случае когда законодательством предусмотрено наличие такой гербовой печати у такого учреждения.
Если в отношении документов, выданных судом, по этому поводу нет никаких вопросов, то что касается исполнительных документов, выданных другими органами, наличие гербовой печати как условие действительности исполнительного документа - безусловный плюс в борьбе со злоупотреблениями и безосновательными претензиями.
Важно также отметить, что еще одним условием открытия исполнительного производства на основании судебного решения является приложение к заявлению взыскателя копий документов,подтверждающих исполнение определения суда об обеспечении иска (при условии, что такое определение судом выносилось). Норма подпункта 3 п. 4 ст. 19 нового Закона является императивной, и во избежание возвращения исполнительного листа с отказом открыть исполнительное производство всем заинтересованным лицам необходимо будет ей следовать.
Новшества в процедуре открытия исполнительного производства
Срок для предъявления исполнительного документа к исполнению сокращен с трех лет до одного года
Необходимо обратить внимание, что согласно новой редакции Закона срок для предъявления исполнительного документа к исполнению сокращен с трех лет до одного года.
Среди новшеств, внесенных в процедуру открытия исполнительного производства, следует отметить, что взыскатель получил право в заявлении об открытии производства указывать сведения, могущие содействовать выполнению решения, например, счета должника, местонахождение имущества и тому подобное (ст. 19 нового Закона).
Этой же статьей установлено, что при предъявлении к исполнению документов о конфискации имущества необходимо подавать копию протокола описи или изъятия имущества или справку о том, что опись не проводилась, или об отсутствии такого имущества.
В случае предъявления к исполнению исполнительного документа, когда по делу применялись меры по обеспечению иска, необходимо предъявить копии документов, подтверждающих выполнение определения суда об обеспечении иска.
Издание «ЮРИСТ & ЗАКОН» посвятило процедуре открытия исполнительного производства специальный материал Что делать, если необходимо открыть исполнительное производство по новому Закону об исполнительном производстве.
Некоторые новшества в процедуре исполнения решений
Отныне стороны обязаны в течение 3 дней письменно уведомить госисполнителя о полном или частичном самостоятельном выполнении решения должником
Прежде всего, необходимо сказать, что согласно новому Закону на стороны возложена обязанность в течение 3 дней письменно уведомить госисполнителя о полном или частичном самостоятельном выполнении решения должником (ч. 5 ст. 12 нового Закона).
Важным новшеством является и то, что до 3 млн грн. уменьшена сумма долга, подлежащая по подведомственности исполнению отделом принудительного исполнения решений управления ГИС в регионах (пункт 2 ч. 1 ст. 21 нового Закона). В прежней редакции эта сумма составляла 5 млн грн.
Отныне при открытии исполнительного производства госисполнитель может наложить арест не только на имущество должника, но и на его средства (раньше при открытии производства арест накладывался только на имущество должника).
Согласно новому Закону госисполнитель обязан начать принудительное выполнение решения на следующий рабочий день по истечению срока, предоставленного должнику для самостоятельного выполнение решения, если должником не будет предоставлено в эти сроки документального подтверждения полного выполнения решения (ч. 1 ст. 27 нового Закона).
По старому Закону, начиная выполнять решение, госисполнитель должен был лично удостовериться, получена ли должником копия постановления об открытии исполнительного производства и осуществлены ли им действия по добровольному выполнению решения в установленные постановлением сроки.
Изменения коснулись денежной оценки арестованного имущества. В частности, согласно ст. 58 нового Закона эти изменения состоят в следующем:
- введено новое понятие "определение стоимости имущества", производящееся госисполнителем, тогда как "оценка имущества" осуществляется субъектом оценочной деятельности - субъектом хозяйствования;
- стороны получили право подать госисполнителю в течение 10 дней возражения о результатах определения стоимости имущества или оценки имущества; при этом госисполнитель обязан назначить рецензирование отчета об оценке имущества с возложением расходов на сторону, подавшую возражения;
- уведомление о результатах определения стоимости имущества или оценки имущества отсылается сторонам заказным письмом; результаты оценки, а также рецензирования отчета об оценке могут быть обжалованы в суд.
- отчет об оценке действителен в течение 6 месяцев, после чего оценка проводится повторно.
Необходимо также обратить внимание на изменения в порядке реализации имущества (ст. 62 нового Закона). В новую редакцию возвращена реализация имущества на комиссионных условиях, которая была предусмотрена в первой редакции этого Закона, но впоследствии это положение было из него исключено.
Отныне на комиссионных условиях реализуется имущество, стоимость которого не превышает 150 НМДГ (2550 грн.), товары бытового употребления, иное движимое имущество (если взыскатель не против). Причем, в отличие от старой редакции Закона, новая его редакция не предусматривает реализацию имущества через специализированные организации, привлеченные на конкурсной основе.
Новым Законом также установлено, что если имущество не продано в течение 2 месяцев оно может быть уценено в течение 10 дней, но не более чем на 30 %. Повторная уценка не должна превышать 50 % первоначальной стоимости имущества.
Нереализованное имущество будет передаваться взыскателю в счет погашения долга по первоначальной стоимости.
Кроме указанных изменений, необходимо выделить также и такие:
- изменен порядок обращения взыскания на недвижимость должника (ст. 63 нового Закона);
- изменения коснулись порядка обращения взыскания на зарплату, стипендию, пенсию должника (ст. 68 нового Закона);
- изменен порядок выполнения решения, по которому должник обязан лично совершить действия или воздержаться от их совершения (ст. 75 нового Закона);
- изменен порядок выполнения решения о возобновлении на работе (ст. 76 нового Закона);
- изменениям подвергся и порядок выселения должника (ст. 78 нового Закона).
Относительно некоторых изменений эксперты высказываются весьма критично. Они отмечают несовершенство новых норм, а также обнаруживают коллизии в тексте нового Закона. Подробнее об этом см. материал "ЮРИСТ & ЗАКОН" Новое в процедуре принудительного выполнения решений: кардинальные изменения или фикция?. В этой же статье можно ознакомиться с новыми основаниями для возвращения взыскателю исполнительного документа.
Новым законом должника лишили права административного обжалования решений, действий или бездействия государственного исполнителя (то есть обжалования в органах ГИС). За должником сохранилось лишь право судебного обжалования.
Ранее, обращаясь с жалобами практически по всей вертикали органов ГИС, должник мог тянуть время и откладывать срок принудительного исполнения судебного решения во времени. Теперь же должник сможет обжаловать вышеуказанные действия или решения исключительно в судебном порядке, и, что является немаловажным, подача жалобы в суд не будет приостанавливать принудительное исполнение решения.
Взыскатель и остальные участники исполнительного производства (кроме должника) могут обжаловать решения, действия или бездействие должностных лиц ГИС не только начальнику отдела, которому непосредственно подчинен госисполнитель, или в суд, но и руководителю соответствующего органа ГИС высшего уровня (ст. 82 нового Закона).
При этом право на обжалование в вышестоящий орган ГИС (Департамент ГИС) ограничено следующим:
- Департамент ГИС рассматривает исключительно жалобы на решения, действия или бездействие начальников управлений ГИС в регионах;
- решения, действия или бездействие госисполнителя или иного должностного лица ГИС могут быть обжалованы руководству ГИС (в том числе в Департамент ГИС), если их обжалование предусмотрено этим Законом (возможность обжалования руководителю соответствующего органа ГИС высшего уровня предусмотрена только частями 1 и 3 ст. 82 нового Закона).
Следует особо обратить внимание на то, что подача жалобы на действия или бездействие госисполнителя отныне не является основанием для приостановления исполнительного производства.
Увеличение исполнительного сбора
Значительным минусом нового Закона является безусловное удорожание услуг государственной исполнительной службы по взысканию. Имеется в виду увеличение исполнительного сбора.
Если раньше исполнительный сбор взимался в размере 10 % от фактически взысканной суммы долга или стоимости имущества, то после вступления в силу нового Закона будут взиматься те же 10 %, но уже от суммы, которая подлежит взысканию, или стоимости имущества, которое должно быть взыскано по исполнительному документу (ст. 28 нового Закона).
Другими словами, совершенно не важно, взыскал государственный исполнитель все имущество или сумму средств, указанную в исполнительном документе, или нет, орган ГИС получит причитающуюся ему сумму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом новой редакцией Закона "Об исполнительном производстве" усовершенствованы положения старого Закона, что, безусловно, является позитивным моментом. Несмотря на то, что некоторые положения нового Закона несовершенны, требуют "обкатки" в ходе практического применения с возможным последующим изменением норм, он все же более четко закрепил полномочия государственных исполнителей, конкретизировал многие другие положения, что будет способствовать улучшению ситуации в вопросе исполнения судебных и иных решений.
ЛИГА:ЗАКОН 09.03.11
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/articles/articles/2428.html