Северодонецк–2: Мифы, откровения, раскол

Все годы после Северодонецка-1 юго-восток Украины ностальгировал по рвущим на груди рубахи участникам первого «антиоранжевого» съезда 2005 года и всеобщему ополчению против «нашистской чумы». Но надежды на регионалов в очередной раз сменились разочарованием в них. Вместо обещанного блестящего разрешения накопившихся проблем «блюдечко с голубой каемочкой» преподнесло мишуру блестящего пиара.

Вокруг съезда депутатов всех уровней до последнего момента сохранялась интрига, подогревавшая интерес к широко анонсированному мероприятию.

Страшилки по-украински
Говорили о преследованиях делегатов съезда со стороны СБУ. Председатель Харьковского областного совета Василий Салыгин, например, подобными обстоятельствами пояснял обвинения в незаконно полученных доплатах к окладу, предъявленные ему СБУ в конце минувшего года. Впрочем, сатрапы-силовики ничуть не мешали таким маргиналам, как депутаты фракции «Слобожанский выбор» свободно приглашать всех желающих для участия в съезде по гуманитарным вопросам. В СМИ вбрасывалась информация о мощном десанте силовиков в Луганскую область и о якобы имевшем место отказе властей Луганщины предоставить помещение для красно-бело-голубого форума.

Словом, активно подогреваемый интерес превратил заштатный шахтерский городок в эпицентр всеукраинских событий. Только из Киева сюда направились около 200 журналистов самой разной политической ориентации, СМИ предоставили даже специальный самолет, доставивший акул пера на съезд и обратно. Журналисты отмечали, что при этом никто не оговаривал, как следует освещать событие. Создали необходимые условия, а дальше пишите что хотите. А дальше как раз было неожиданное. Несмотря на то, что зал Ледового дворца в Северодонецке был нашпигован телевизионщиками, сам съезд событием теленедели не стал. Итоговые программы посвящали драгоценное эфирное время новому газовому конфликту, выходу серого кардинала Балоги из президентской партии, делали прогнозы о разблокировании работы Верховной Рады. Меж тем на съезде в Северодонецке пытались обсудить вопросы, кровно волнующие половину Украины и являющиеся базовыми для всей страны.

Список жалоб и предложений
По данным организаторов — эту роль исполнила Партия регионов — съезд в Северодонецке собрал 3647 депутатов советов разных уровней со всех регионов Украины. Также на съезде зарегистрировались 159 народных депутатов. Прибыла делегация Госдумы Российской Федерации во главе с Константином Затулиным. Присутствовали представители ряда посольств. Повестка дня включала четыре вопроса: о нарушении прав местного и регионального самоуправления, о системных нарушениях прав русскоязычного населения Украины, о фальсификации и пересмотре исторического прошлого Украины, об экономических и общественно-политических последствиях вступления Украины в НАТО.

Нардеп Вадим Колесниченко заявил, что «ужасающие цифры и факты о насильственной украинизации звучат тревожным набатом» и сравнил положение русскоязычных граждан с «режимом оккупации». Бывший вице-премьер по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник обрушился с критикой на «шароварных патриотов», переписывающих историю и «возвеличивающих гитлеровских коллаборационистов из ОУН-УПА». С его речью перекликалось выступление делегатки из Житомирской области, которая убедительно пересказала свидетельства своих земляков — очевидцев зверств «героев УПА».

Директор запорожской компании «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев обстоятельно проанализировал негативные последствия вступления Украины в НАТО. Изложив в цифрах и фактах ожидаемые потери ВПК и отечественной экономики в целом вследствие неизбежного при вступлении в НАТО разрыва экономических связей с Россией, втягивания страны в военное противостояние, Богуслаев закончил речь революционным призывом: «Распустить блок НАТО, который приносит беду!»

Бесспорно, что все четыре вопроса являются принципиально важными для развития внешней и внутренней политики Украины. От их решения зависит будущее Украины, а значит, каждого ее гражданина. Засунуть обозначенные темы куда подальше и заняться «хлебом единым» оппоненты предлагают именно ради того, чтобы под «молчание» приведенных к единому знаменателю «ягнят» осуществить те планы, которые вызывают негодование у половины населения страны. И об этом не говорить, кричать надо!

Но беда Украины не столько в дорогах, сколько в политиках. Обуздав конька «гуманитарных проблем», они запирают его в стойле политических компромиссов и выволакивают из «схрона» в момент острой необходимости. А обманутый и не раз подставленный не умеющими держать удар лидерами электорат идет за «бело-голубыми» по принципу «меньшего из двух зол».

Возможно, Северодецк-2 не стал событием недели именно потому, что слишком очевидными выглядели попытки регионалов ухватить за хвост ускользающую из рук синюю птицу электорального счастья. Съезд выглядел всего лишь попыткой слабого доказать, что он сильный. И самое печальное в этом — то, что произошла очередная профанация действительно значимых идей.

Раут без галстука
Регионалы собрали всю коллекцию ошибок власти, но использовали не гневную, как на предыдущем съезде, а снисходительную риторику. Выступавшие остроумно шутили над оппонентами, в стебной манере выступали и гости. Речь Константина Затулина не раз прерывалась овациями, которыми аудитория встречала перлы московского гостя: «Хочу сказать, что, конечно, великий русский поэт Пушкин был эфиопского происхождения, но эфиопами предки Пушкина стали, когда 140 тысяч лет назад из Хоружевки они уехали в Эфиопию!»

Через призму истории россияне оценили и значение Северодонецка-2, объявив съезд свидетельством больших перемен, грядущих в украинской политике. Намеки о весеннем наступлении проскальзывали в выступлении Табачника и Виктора Януковича, доклад которого обобщил все четыре вопро-са повестки дня. Виктор Федорович был без галстука — очевидно, чтобы подчеркнуть неформальность общения. Но благому порыву быть ближе к народу помешал электронный помощник, о существовании которого зрители догадались по ошибкам докладчика. Экс-премьер «признак» назвал «призраком», а после бойкого выступления едва связал три слова, предлагая, цитируем: «…почтить память Жени Кушнарева».

Уже не сепаратисты, но еще не «федерасты»
Несмотря на обещания перейти от обороны к наступлению, военную терминологию использовали отнюдь не для того, чтобы вывести съезд из обозначенного гуманитарного русла, намеченного во вступительном слове главой Луганского облсовета Валерием Головко. «Организаторы съезда не намерены посягать на государственный строй, как нам уже приписывают наши оппоненты, мечтающие насадить в Украине единомыслие и единовластие. Главная наша задача — отстоять права наших избирателей. Наша цель — единая, процветающая, свободная и демократическая Украина» — так Головко отмел возможные обвинения в сепаратизме. Зато рядовым избирателям ПР съезд в Северодонецке должен был продемонстри-ровать боевое настроение бело-голубых, оказавшихся в оппозиции в результате соглашательской политики, которая привела их к досрочным пар-ламентским выборам. Докладчики и выступавшие в прениях делегаты старательно обходили и тему федерализма. Даже ученик Кушнарева — идеолога федеративного устройства Украины — мэр Харькова Михаил Добкин свел свое выступление к лекции по русскому языку. Самым ярким моментом его речи оказалось объявление о том, что в Харькове прервали трансляцию съезда. Крамольное слово произнес профессор Петр Толочко, однако президиум и делегаты-регионалы предпочли благоразумно отмолчаться.

Обсуждение докладов скомкали, хотя записавшихся было не меньше 30 человек. На съезде присутствовали не только члены Партии регио-нов, но и коммунисты, социалисты, партийцы Наталии Витренко — Прогрессивно-социалистической партии Украины, постоянно клеймящей «бело-голубых» за перманентную готовность к компромиссам с «оранжевыми». Радикальная Витренко слова не дождалась — президиум дальновидно предложил подать замечания и дополнения в письменном виде. Возможно, из опасения, что делегаты последуют примеру лидера КПУ Петра Симоненко, который в своем выступлении не удержался от критики соглашательской политики Партии регионов. Но ее лидеры не захотели услышать даже авторитетного однопартийца Дмитрия Табачника — он предостерег партию от «импотентной политической пассивности, грозящей полной катастрофой». Слухи о расколе в ПР на «умеренный» и «радикальный» лагеря подтвердило и отсуствие на съезде ее главного финансиста Рината Ахметова. Его «правая рука» Борис Колесников тоже скромничал, предпочтя звание рядового делегата положению члена президиума, каковым он был на съезде Северодонецк-1.

Словом, Северодонецк-2 прошел без эпатажности Северодонецка-1, а идеология регионалов проявилась во всей красе — пусканием мыльных пузырей и принятием формальной резолюции. С реальной политикой и защитой народных интересов такие демарши не имеют ничего общего.

Татьяна Яшина


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/articles/articles/875.html

 - .  Rambler's Top100