Надежда Рыбальченко, юрисконсульт Национальной правовой палаты | Киев | "ЛИГА:ЗАКОН", 18 января 2011
Верховная Рада приняла на основе законопроекта № 6505 (поданного в парламент правительством Николая Азарова) Закон об усилении ответственности за отдельные правонарушения в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Законом вводится ответственность за умышленное уничтожение или повреждение объектов жилищно-коммунального хозяйства, если оно привело или могло привести к невозможности эксплуатации этих объектов, нарушению их нормального функционирования, что в свою очередь создало опасность для жизни и здоровья людей или имущественный вред в крупных размерах (свыше 300 необлагаемых минимумов для квалификации - то есть свыше 141150 гривен).
Наказание за вышеупомянутое предусматривается статьей 270-1 УК в виде штрафа от 100 до 250 необлагаемых минимумов доходов граждан (то есть от 1700 до 4250 гривен) или исправительных работ на срок до 2 лет, или ограничением свободы до 3-х лет, или лишением свободы до 3-х лет.
Если уничтожение и повреждение осуществляются опасным способом, то ответственность повышается до лишения свободы на 3-8 лет, а если они повлекли гибель людей или уничтожение имущества в особо крупных размерах (на сумму свыше 470500 гривен) - до 5-12 лет лишения свободы.
Административная ответственность в виде штрафа за уничтожение и повреждение зеленых насаждений, деревьев, кустарников, газонов, клумб, а также самовольное перенесение в иные места во время застройки для граждан увеличена в 10 раз (от 10 до 30 необлагаемых налогом минимумов доходов, то есть от 170 до 510 гривен), для должностных лиц - до 30-50 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть до 510-850 гривен. В таких же размерах, как для должностных лиц, установлена такая ответственность для физлиц-предпринимателей.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
О сложностях применения данного Закона на практике рассказала ЛІГА:ЗАКОН юрисконсульт Национальной правовой палаты Надежда Рыбальченко: "13 января 2011 года парламентарии утвердили Закон Украины "О внесении изменений в законодательные акты Украины относительно усиления ответственности за отдельные правонарушения в жилищно-коммунальном хозяйстве", согласно которому были внесены изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украины, а также в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Внесённые изменения можно охарактеризовать следующим образом.
Основанием для привлечения к уголовной ответственности является совершение лицом общественно опасного действия (бездействия), которое содержит состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Украины. Кроме того, для осуждения лица прежде всего необходимо доказать перед судом в установленном законом порядке его вину, используя при этом необходимую доказательную базу, которую не всегда легко собрать и систематизировать.
К примеру, для квалификации действия по ст. 270-1 Уголовного кодекса Украины (умышленное уничтожение или повреждение объектов жилищно-коммунального хозяйства), необходимо будет доказать, что именно это действие повлекло за собой опасность для жизни и здоровья людей, привело к нарушению нормального функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Такие же понятия, как "опасность для здоровья людей" и "нарушение нормального функционирования объектов" являются оценочными и очень субъективным, потому что не существует каких-то установленных критериев для их определения.
Таким образом, не установив и не доказав указанные выше обстоятельства, нельзя привлечь лицо к уголовной ответственности, так как будет отсутствовать состав преступления. К тому же, на практике довольно сложно будет доказать что своими действиями лицо могло причинить определённый ущерб. К сожалению, так сложилось в нашей стране, что до причинения ущерба привлечь кого-либо к уголовной ответственности практически невозможно.
Поэтому говорить о практичной возможности привлечения лиц к уголовной ответственности по ст. 270-1 Уголовного кодекса Украины пока что довольно сложно. Как свидетельствует практика, далеко не все составы преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, могут быть доказаны в суде. Как пример можно привести ст. 164 Уголовного кодекса Украины, которой предусматривается ответственность за уклонение от уплаты алиментов на содержание детей.
Для того, чтобы привлечь лицо к административной ответственности, необходимо установить следующее: было ли совершено административное правонарушение, виновато ли лицо в его совершении, подлежит ли это лицо административной ответственности, есть ли обстоятельства, которые смягчают или отягощают ответственность, был ли причинён имущественный ущерб, что является так же довольно тяжёлым на практике.
К тому же, несмотря на увлечение размера административных штрафов, они по-прежнему остаются смехотворно мизерными. Получается, что можно вырубить целый сквер, заплатить 850 гривен, и жить себе спокойно. Это нонсенс для демократического государства".
ЛІГА: ЗАКОН
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/articles/comment/2421.html