Заробитчане в плену у пиратов XXI века

Опасное заблуждение полагать, что корабли под флагом «веселого Роджера» исчезли навсегда вместе с эпохой флибустьеров. В третьем тысячелетии пиратский бизнес не только получил второе дыхание, но и стал бичом южных морей. И далеко не каждая страна может защитить собственных граждан.

На минувшей неделе в Аденском заливе Аравийского моря у берегов Сомали пираты захватили французскую яхту «Ле Понан». На борту находились около 30 членов экипажа, по некоторым данным, 10 из них — граждане Украины. Яхта пришвартовалась на пиратской базе — в порте Эйль на севере Сомали. Этот факт подтвердило Министерство информации полуавтоновного сомалийского региона Пунтленд. Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер поспешил заявить, что руководство его страны приложит все усилия, чтобы не допустить кровопролития, и готово заплатить выкуп за освобождение экипажа яхты.

Опасения обоснованы опытом общения с корсарами — в жестокости они ничуть не уступают средневековым морским разбойникам. К примеру, в 1998 году пираты захватили китайский сухогруз «Чунг Сон», обезглавили 23 человека, а сам корабль продали сингапурскому бизнесмену за 300 тыс. долларов. Морское пиратство остается бичом современного мореплавания. На картах отмечены целые регионы, опасные для судоходства: у берегов Африки, Юго-Восточной Азии и западного побережья Латинской Америки, но особенно активны пираты Сомали.

Вот уже более десяти лет в самопровозглашенной сомалийской автономии Пунтленд идет гражданская война. В одной из беднейших стран мира прочно укоренился пиратский бизнес. По данным Международного морского бюро здесь ежегодно происходит более 30 нападений на суда. Местные власти признают, что не справляются своими силами с пиратами, преступники хорошо вооружены и обучены, у них прекрасные быстроходные судна и четкая военная организация.

Некоторые меры безопасности принимают международные организации. Охрану гуманитарных конвоев предоставляет Франция, ее инициативу поддержал Совет Безопасности. Но защитить отдельные суда и лайнеры невозможно. Пиратство процветает так, что ООН остается призывать суда не заходить в опасные воды, а если уж угораздило, быть бдительными. Пираты бороздят моря на быстроходных катерах и ловко маскируются под терпящих бедствие рыбаков. Так морской закон — спешить на помощь любому — оборачивается против беззащитных торговых кораблей. В других случаях корсары приближаются к жертвам на крупных судах, обстреливают из автоматов, пушек и гранатометов, затем подбираются на лодках и катерах.

Самыми решительными выглядят американцы, которые возглавили международную коалицию из 20 стран по борьбе с пиратами. Корабли США мониторят воды Сомали и угрожают расстрелом пиратским судам, захватившим заложников. Так, ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж» и ракетный эсминец «Гонсалес» отправили на дно пиратский корабль, отказавшийся подвергнуться досмотру. В этой спецоперации задержано 12 пиратов, пятерых из них ранили. Примечательно, что разбойники не испугались вступить в бой с кораблями и пытались противостоять силе современного оружия автоматным огнем.

Украина не располагает ни силами, ни средствами, чтобы отправить конвой или провести спецоперацию против пиратов. Поэтому судьбой украинских моряков, попавших в плен вместе с остальными членами экипажей, занимаются другие державы. Украинский МИД ограничивается установлением личностей украинских граждан, потому как единого реестра всех отправившихся на заработки моряков нет. Кстати, в первые дни после захвата французской яхты украинский МИД объявил, что на ее борту была только одна гражданка Украины.

Украинское государство не заботится, чтобы крюинговые кампании (по найму моряков. — Ред.) несли ответственность за жизнь и здоровье моряков в рейсе. Крюинги — просто посредники между работодателем и моряком. Потому-то наши граждане слишком часто оказываются в затруднительном положении за рубежом. Некогда престижная и высокооплачиваемая профессия стала зависимой, рискованной и неблагодарной. Да и сами моряки, особенно молодые, не знают о своих правах. В контракте их обычно волнует два пункта: длительность работы и размер зарплаты. Но специалисты по морскому праву говорят, что основное в документе — это социальные выплаты и страховые условия.

Меж тем СМИ пестрят объявлениями о найме. Приглашают и харьковчан — на одном из харьковских сайтов читаем: «Работа для моряков. Специальность — разные. График работы — любой. Зарплата — 3000 у. е. » Все, этим информация и ограничивается. Не лучше положение моряков, работающих на украинских суднах. До сих пор не известна судьба экипажа «Нефтегаза-67», затонувшего у берегов Гонконга. Напомним, буксир «Нефтегаз» столкнулся с китайским сухогрузом в Южно-Китайском море 22 марта. Получив большую пробоину, украинское судно быстро затонуло. Из 25 членов экипажа (24 — граждане Украины) семерых выбросило при столкновении за борт, что и спасло их. Водолазы обнаружили еще трех погибших, остальные считаются пропавшими без вести.

Родные моряков говорят, что власти Украины остались равнодушными к их беде. «Государство ничего не делает. Комиссию в Китай выслали только через два дня (после происшествия) на специальном самолете, который летел дольше, чем обычный рейс»,— заявила на пресс-конференции в минувшую пятницу Наталья Киндюк — дочь электрика «Нефтегаза-67» Николая Киндюка, который числится пропавшим без вести. По ее словам, крупнейший в Азии плавучий подъемный кран «Хуа Тянь Лун», который должен был поднимать «Нефтегаз-67», до сих пор не прибыл на место катастрофы, поскольку Украина не может оплатить его аренду. На той же пресс-конференции мать одного из моряков Людмила Таран обратилась к Президенту: «Виктор Андреевич! Возьмите под личный контроль ситуацию и докажите всему миру, что Украина в состоянии защитить своих граждан!»

В понедельник стало известно, что «Нефтегаз-67» поднимут 23 апреля. В первые часы после катастрофы надеялись, что оказавшиеся под водой моряки еще живы. Будет чудом, если кто-то из них дождется подъема судна. Не все понятно и с компенсациями семьям погибших. Впрочем, не только моряки отправляются за рубеж на заработки на свой страх и риск. Совершенно бесправными  остаются нелегалы, для которых компенсация не предусмотрена вообще. Виновные в гибели наших граждан не спешат раскошеливаться, даже когда их причастность очевидна всему миру. На этой неделе друзья погибшего в Ираке журналиста Тараса Процюка вспоминали скорбную дату возле американского посольства. Так они пытались хотя бы напомнить стране развитой демократии о существовании совести и справедливости. Прошло уже пять лет с рокового выстрела американского танка по гостинице, где размещались журналисты, но компенсацию семье выплатило только агентство «Рейтер», на которое работал украинский оператор.

Представители правительства США заявили, что американский танкист действовал верно, и отказались расследовать убийство журналиста и выплатить семье Тараса компенсацию. Украинское же руководство старается не напоминать о смерти украинского журналиста, потому как это может изуродовать отношения между Киевом и Вашингтоном. Такая вот аномалия по отношению к собственным гражданам.

Илона Сторожук
"Социалистическая Харьковщина", №15


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1059.html

 - .  Rambler's Top100