Детская жестокость в большинстве своем — это защитная реакция на творящийся в нашем обществе беспредел.
Родившись во времена инфляции, девальвации, стагнации, санации и прочих бед, они растут и вырастают при живых родителях, как сорная трава. То, что они творят,— страшно, но еще страшнее, что на их губах мамкино молоко толком не обсохло. До их душ пока не достучались: их не проймешь ни родительскими нотациями, ни учительскими нравоучениями, ни милицейским свистком. Воспитанные улицей и телевизором, они по сути — маленькие кривые зеркала нашего взрослого мира: с его блатным шансоном вместо «Веселых ноток» и «петухами» вместо «Курочки Рябы». За сим не удивительно, что нынешняя детвора все чаще демонстрирует обществу образчики такой жестокости, перед которой меркнут худшие традиции взрослых «зон». И с возрастом, увы, она человечней не становится.
Детство: «делать было нечего»
Эта история случилась в один из октябрьских дней позапрошлого года на Лысой Горе — весьма неблагополучной по части криминала окраине Харькова. Поутру в одной из квартир гоняли скуку рэпом и куревом трое пацанов: десяти, одиннадцати и четырнадцати лет от роду и 13-летняя девчонка. Чуть позже к ним на огонек заглянул знакомый 10-летний мальчонка, над которым упомянутый квартет решил покуражиться, засунув ему окурки пониже спины. Улучив момент, малолетние изверги скрутили несчастного и с помощью шариковой ручки довели дело до конца. Под бодрую музыку — чтобы не было слышно душераздирающих криков жертвы. А далее завернули беднягу в ковер и стали бить ногами. И лишь натешившись, отпустили домой. Босиком. По лужам, подернутым ледком.
Когда ЧП получило огласку, к уголовной ответственности за хулиганство смогли привлечь только 14-летнего подростка. Покаявшись, он получил от гуманной тетки Фемиды не так уж много — два года лишения свободы с годичным испытательным сроком. А его малолетних подельников слегка пожурили и отпустили. Правда, матушка двоих из этих оболтусов также угодила под суд: по ст. 166 УК Украины — за ненадлежащее воспитание своих чад. Как выяснилось, после смерти мужа эта дама ударилась в пьянство, напрочь запустив воспитание младших сына и дочери.
Те стали прогуливать школу — и в итоге докатились до гнусного беспредела. Отрадно, но угодив под следствие, женщина взялась за ум: бросила пить и устроилась на работу. Поэтому уголовное дело против нее правосудие прекратило.
Отрочество: жестокость порождает жестокость
А в этом случае речь пойдет о вполне благополучных мальчиках из самых что ни на есть благополучных семей. Пару лет назад в одной из салтовских школ подрались два старшеклассника. Причина детская: один толкнул другого — и понеслось!.. Казалось бы, намяли друг другу бока — и хватит. Ан нет. На следующий день один из этих хлопцев приволок в школу увесистый дрын. И, едва завидев своего вчерашнего противника, огрел его по спине. Потом их снова растащили, но вскоре, чуток придя в себя, обиженный подобрал палку, догнал обидчика и капитально избил его, причинив тяжкие увечья головы с кровоизлиянием. За это 17-летний «мститель» наказан четырьмя годами лишения свободы с годичным испытательным сроком. А еще он должен компенсировать потерпевшему 4000 гривен в счет возмещения морального и более 700 гривен — материального вреда. Но, скорее всего, на эти денежки придется раскошелиться родителям осужденного, поскольку их дитя не то что работать — жить еще толком не начинало.
Юность: «зачем вы, девочки?!»
О сопливых украинских школьницах, глумящихся над своими однокашницами в режиме он-лайн, написано и переговорено столько, что никаких газетных полос не хватит. Один из последних типичных примеров — инцидент в одесском городке Килия, где в марте две десятиклассницы и девятиклассница средь бела дня поиздевались над другой девятиклассницей, а их свидетели-однокашники преспокойно фиксировали расправу на видеокамеры своих мобилок. Причем жуткая оргия беспредела началась на территории местного лицея во время уроков. Жертву избили, раздели, заставляли ее есть землю и вырвали волосы. К счастью, эта история стала достоянием гласности, и теперь с юными негодяйками разбираются правоохранители. Но сколько подобных раскладов до поры до времени зреют в неокрепших умах, дабы потом дать буйные всходы! Ведь даже взросление не гарантирует здравомыслия нынешних бойких девиц. Равно как и повышение социального статуса. Два года назад зимой парочка 19-летних девах в общаге в пригородной Рогани круто поиздевалась над соседкой и подругой — тоже студенткой аграрного университета. По пьяной лавочке дебоширки до крови избили второкурсницу, измазали ей голову косметикой и вылили на нее ведро воды, при этом настежь открыв окна, за которыми было минус тридцать. А после, когда их обвинили в хулиганстве, не признали свою вину. Правда, в суде, очевидно испугавшись возмездия, вовсю начали каяться и возместили пострадавшей ущерб. А еще устроились работать и обзавелись ходатайствами от трудовых коллективов о взятии на поруки. «Покаюхи» и бумаги с печатями сыграли свою роль: правосудие доверилось поручителям. Уголовное дело прекратили. А оторвы остались учиться в университете.
Тяжелый случай
За редким исключением юные беспредельщики в наши окаянные времена благополучно избегают спецшкол и колоний. Гуманизм отечественного законодательства не знает границ. А ведь еще сравнительно недавно дела обстояли куда строже. 16-летний юнец, в августе 1999-го жестоко надругавшийся в Богодуховском районе над 11-летней шестиклассницей, за изнасилование, хулиганство и попытку душегубства был приговорен судом к десяти годам неволи и, наверное, еще сидит на нарах. Сейчас, с оглядкой на либерализацию Уголовного кодекса, он получил бы меньше. Впрочем, дело не только в этом.
В условиях тотального правового и духовного нигилизма, царящего нынче в обществе, подрастающее поколение не ведает здорового страха. Глядя на беспредел властьимущих, бесцеремонно подминающих под себя законы, молодежь впитывает его, как руководство к действию. И за неимением возможности по-человечески реализовать свое «я», реализует его со звериной яростью на более слабых. «Ведь если взрослые идут по головам, то почему мне нельзя?» — приблизительно такая логика у детско-юношеской жестокости.
Что день грядущий нам готовит
Прискорбно, но с дальнейшей дикой капитализацией эта проблема грозит обернуться для Украины большой бедой. Азартный волчонок, сидящий сегодня почти в каждом ребенке, неизбежно превратится в волка, готового ради личных амбиций разорвать кого угодно. Поэтому сейчас, пока еще не поздно, надо срочно лечить добротой тех, кто, судя по возрасту, нас с вами уж точно переживет. Ведь им здесь жить…
Александр Смурый, "Социалистическая Харьковщина", №20 от 16 мая 2008 г.
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1106.html