Одна из главных причин творимых украинцами самосудов — неверие в то, что власти могут их, рядовых граждан, защитить. В нашумевшем фильме Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» ветеран-фронтовик, чью единственную внучку изнасиловали юные «мажоры», отчаявшись найти правду в милиции и прокуратуре, продает дачу, покупает снайперскую винтовку и лично расправляется с молодыми негодяями. Несмотря на отсутствие в киноленте летальных исходов, режиссера долго упрекали в поэтизации самосуда. На что он с присущей ему прямотой заявил, что надо, непременно надо рассказывать языком искусства о такой вот страшной правде жизни. Дабы общество осознавало, к чему оно может скатиться в условиях дефицита морали и правового бардака.
За гранью добра и зла
У нас картина не лучше, хотя некоторые горячие головы постоянно талдычат о том, что Украина не Россия: мол, у нас и люди поспокойнее, да и менталитет у них не тот. Увы, но нынче дела в Украине, где правят возведенные во власть наглость и лицемерие, обстоят куда хуже. В соседней державе за последние восемь лет команда Путина основательно почистила ельцинские авгиевы конюшни, вышвырнув от корыта власти легионы мздоимцев, бюрократов и беспредельщиков. Теперь российский чинуша панически боится начальства сверху и народного гнева снизу, волей-неволей считаясь с теми, кому обязан служить — с рядовыми гражданами своей страны. В Украине же со времен Кучмы поменялись всего лишь престолонаследники и их свита, которым за очередным витком дерибана и пышной демагогией насчет демократии и реформ по-прежнему нет никакого дела до сограждан, низведенных в ранг электората. Власть продолжает существовать сама для себя, а люди обречены выживать сами по себе, давно не питая иллюзий насчет торжества закона и «верховенства права». Поэтому зачастую, оставшись один на один с несправедливостью, простой человек не спешит в милицию или в суд. А вершит правосудие сам, оказываясь, по сути, за гранью добра и зла.
«Тварь ли я дрожащая, или право имею?..»
В наше время почти никто не мучится вопросом, на который так и не смог найти ответ герой Достоевского. В наш окаянный век голова у маленького украинца пухнет совсем от других проблем. Например от безработицы. Именно она и подтолкнула жителя одного из из волчанских сел на зверское преступление. Ведь начиналось все с того, что после ликвидации АТП 38-летний шофер остался не у дел. На мели ему пришлось наниматься в батраки к земляку-бизнесмену. За пятерку гривен в день и обещание хозяина устроить его «по-белому» в свою фирму водителем автобуса. Ради такой перспективы батрак согласился вкалывать за спасибо: деловой мэн пообещал наймиту помочь с открытием нужной водительской категории, на что предполагалось потратить заработанные деньги. Но вскоре обнадеженный работяга узнал, что вожделенная вакансия занята. По этому поводу хозяин не стал с ним даже разговаривать. И не отдал мужику ни копейки из ранее заработанного, а попросту прогнал, вдобавок обвинив в воровстве. Ясное дело, что в подобной ситуации жаловаться куда-либо на хозяина жизни не имело смысла. Тем более что тот в родных краях слыл авторитетным человеком с массой связей и знакомств. Поэтому крепко обиженный батрак решил отомстить сам. Спустя месяц, пользуясь отсутствием бывшего хозяина, он пришел к нему домой и шнуром от кипятильника задушил его престарелую тещу. Далее, вооружившись из хозяйского арсенала, мститель застрелил супругу бывшего работодателя, а потом и его самого. Спустя трое суток душегуба задержали. За содеянное он приговорен к пожизненному заключению с конфискацией имущества.
Примечательно, что в порыве ярости, обусловленной несправедливостью, на радикальный шаг решаются даже слабые больные женщины. Как-то в разгар осеннего ненастья одинокая 50-летняя харьковчанка, страдающая сахарным диабетом, слегла в больницу. А собираясь туда, оставила ключи от своего жилища инженеру КЖЭПа, которая известила болящую о грядущем запуске отопления. Вернувшись из лечебницы, немощная женщина обнаружила, что из ее комнаты исчезла батарея. Об этом она сразу же заявила в КЖЭП, попросив вернуть пропажу. Увы, но там по этому поводу никто и чесаться не стал. Вместо ответа домой к инвалиду второй группы пришла все та же инженер КЖЭП и принесла ей квитанцию о повышении квартплаты. На вопрос жилицы, когда же ей вернут батарею, коммунальщица ответила: мол, когда купишь, тогда и поставят! Представьте себе весь цинизм этой ситуации. До какого же белого каления нужно было довести немощную женщину, чтобы она, повалив должностное лицо на пол, вырвала противнице клок волос и поломала плечо! В итоге за нанесение средней тяжести увечий, Фемида наказала женщину-инвалида 510 гривнами штрафа.
Вообще-то защита своего кровно нажитого для нашего народа — это отдельная и очень больная тема. Ведь согласно нынешнему Уголовному кодексу Украины, кража, не дотянувшая до 600 гривен, трактуется не как уголовное, а всего лишь как административное правонарушение. На такие деньги можно, например, вынести у одинокой деревенской бабульки весь погреб, обрекая ее на голодную смерть. Поэтому деревенские ЧП, в которых фигурирует самосуд за ведро картошки, нередки в милицейской практике. Цинизм закона получил зловещую «обратку». А в городе мелочью может стать что угодно. К примеру, дешевый мобильный телефон, красная цена которому две сотни «гришек». Именно из-за него харьковский работяга жестоко расправился с товарищем. Вернувшись вечером после работы в общагу, сварщик обнаружил в своей комнате знакомого пьяницу, который в отсутствие хозяина прикарманил его сотовый в надежде продать чужое добро и опохмелиться. Пьяненький трудящийся не стал вызывать милицию. Вместо этого одну за другой он разбил о голову воришки три пустые бутылки и пару раз ткнул шкодника «розочкой» в лицо. А потом, посмотрев телевизор, лег спать. И проснувшись поутру, увидел едва живого злодея, лежавшего на полу. И зарезал его кухонным ножом. После мужик похмелился, перекурил, собрался с духом и лишь тогда позвонил по «02». Суд был недолгим. За совершение умышленного убийства 52-летнего душегуба приговорили к семи годам неволи.
«…что СПИД аспирином лечить…»
Почему же, столкнувшись со злом, люди зачастую уповают на ответное зло, а не на справедливость закона? Да потому, что за годы независимости окончательно разуверились в способности государства их защитить. Как показывают соцопросы, сейчас в среднем до двух третей населения Украины не верит в прописанную на бумаге независимость судебной системы, полагая, что она обслуживает в основном интересы политиков и олигархов. Меж тем для поддержания в народе мифа о том, что любой вопрос можно решить по закону, по телику регулярно крутят проекты, в которых столичные юристы, облачившись в мантии, играют роль судей. Так создается иллюзия правового поля, которую сегодня нынешние власти предлагают гражданам вместо истинного правопорядка. То, что не скреплено именем Украины подписью судьи и гербовой печатью, правдой больше не считается. А то, что между истиной по делу и реальной жизнью порой дистанция огромного размера, в расчет не принимается. Вдобавок большинство народа, глядя на свистопляску дикой прихватизации, не верит в объективность и неподкупность судейского корпуса. Равно как и в то, что служителей Фемиды можно наказать по всей строгости закона. Автор этих строк пишет на правовую тематику более десяти лет. И не слышал, чтобы кого-нибудь из судей посадили. Случаи их привлечения к уголовной ответственности редки, но существуют. Правда, все они заканчивались условным наказанием, и о последнем на Харьковщине ваш корреспондент слышал лет семь назад, когда еще прокуратура надзирала за деятельностью судов. Но после у нее эту функцию на законодательном уровне фактически отобрали. И теперь главный, от кого зависит судьба судьи,— Президент. Подобное положение вещей, сохраняющееся с феодальных времен Леонида Даниловича, Виктор Андреевич, декларирующий себя пламенным борцом за всеобщую демократию, менять не спешит. Хотя судебная реформа в обществе назрела уже давно. С той поры, когда суды перестали быть народными. Зайдите как-нибудь в любой из отечественных «храмов правосудия» и посмотрите на его убогую обстановку, образцово-показательную нищету с вечным отсутствием бумаги и конвертов для повесток. И сравните все это с шикарными автомобилями судей, на которые можно скопить не евши и не пивши лет за десять беспорочной службы. Вывод напрашивается сам собой: служить правосудию должны не мальчики-«мажоры» и жены хозяев жизни, а люди, которым это право на честных выборах доверит народ. С правом немедленного отзыва тех, кто не имеет меры в руке своей. А иначе «искать в суде правды — что СПИД аспирином лечить» — это горькое откровение автор недавно услышал от потерявшего веру в справедливость случайного собеседника, давно превратившегося из человека в истца.
Увы, но власть его не слышит. Она спит, отвернувшись к глухой стене от потерявшего в нее веру гражданина. К стене, а не к стенке, у которой творится самосуд.
Андрей Федоренко, "Социалистическая Харьковщина" от 23.05.2008 г.
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1117.html