Принципы работы механизма добычи и разведки полезных ископаемых должны быть пересмотрены – считают эксперты

Новый порядок проведения аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами, утверждённый 5 июля 2008 г. Кабинетом Министров Украины, приведёт к возникновению ряда сложностей, - отмечают специалисты отрасли. Несмотря на то, что правительство предполагало с помощью новых правил исключить коррупционные технологии раздачи месторождений, некоторые пункты нового порядка противоречат друг другу и могут осложнить в будущем процедуру выдачи специальных разрешений на пользование недрами. Как выход из сложившейся ситуации, эксперты предлагают ввести две системы выдачи специальных разрешений на пользование недрами.

Чиновницкий соблазн

Для более полного понимания рассмотрим, в первую очередь, Порядок выдачи в 2008 году специальных разрешений на пользование недрами. В пункте 2 этого Порядка сказано, что «Разрешения выдаются Минприроды победителям аукционов, а также недропользователям в случаях, предусмотренных пунктом 7 этого Порядка. В тоже время в случаях, предусмотренных подпунктами 1; 2; 7; 11; 12 и 14, пункта 7, разрешения выдаются по решению Кабинета Министров. В остальных случаях - на основании решения Межведомственной рабочей группы". Чем же так интересны эти подпункты, что решение по ним должен принимать Кабинет Министров?!

Возможно тем, что подпункты касаются, в основном, частных инвесторов. Получается, что даже после того, как вы провели разведку и защитили запасы за свои средства, если вы купили целостный имущественный комплекс, созданный специально для разработки данного месторождения и т.д. – вы всё равно сможете получить специальное разрешение на пользование недрами только получив «одобрение» Кабинета Министров.

Вопрос тут не только в том, сколько средств и времени это заберёт, а в том, зачем это нужно? Ведь получение специального разрешения в таких случаях должно быть простой формальностью.

«Давайте только попробуем представить ситуацию, когда инвесторы, вложившие колоссальные средства в разведку или строительство перерабатывающего завода, несут ежедневные убытки из-за того, что вопрос о выдаче специального разрешения затягивается. По причине, например, того, что у Кабмина появились более важные вопросы». И это в то время, когда Украина только начинает делать свои самостоятельные шаги в СОТе. И не появится ли у чиновников соблазна решать, кому разрешить работать дальше, а кому нет? Ведь не секрет, что в сфере недропользования пересекаются интересы практически всех политических элит нашей страны.

«На аукцион!»

В Порядке проведения в 2008 году аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами есть не менее интересные пункты. Начнём с пункта 6.

  6. Організатор  аукціону  разом  з Верховною Радою Автономної Республіки Крим,  обласними радами,  заінтересованими центральними органами  виконавчої  влади  готує  пропозиції  щодо ділянок надр, дозволи на користування якими виставляються на  аукціон.  Під  час підготовки  таких  пропозицій  враховуються  потреби  національної
економіки та  економіки  регіонів  у  відповідних  видах  корисних копалин.

     На підставі    поданих   суб'єктами   господарювання   заявок організатор аукціону визначає перелік  ділянок  надр,  дозволи  на користування  якими виставляються на аукціон (далі - перелік),  та залежно від виду корисних копалин погоджує його з:

     Держгірпромнаглядом - для всіх  видів  користування  надрами,
крім геологічного вивчення;

     МОЗ - щодо користування надрами з метою видобування природних
лікувальних ресурсів;

     Мінвуглепромом -   щодо   користування   надрами   з    метою
видобування вугілля і торфу;

     Мінпаливенерго -    щодо   користування   надрами   з   метою
видобування нафти і газу;

    Адміністрацією Держприкордонслужби, Мінтрансзв'язку,
Мінагрополітики   -   щодо  користування  ділянкою  надр  у  межах
континентального шельфу та виключної (морської)  економічної  зони
України;

     сільськими, селищними,  міськими  радами  - щодо користування
ділянками надр, які містять корисні копалини місцевого значення.

     Зазначені органи погоджують перелік або приймають рішення про
відмову в його погодженні, про що надсилають організатору аукціону
вмотивовану відповідь.

     Після погодження  переліку  організатор  аукціону  затверджує
його та приймає рішення про проведення аукціону.

  Во первых: согласование с Держгірпромнаглядом значительно отличается от такового в пункте 7 Порядка выдачи в 2008 году специальных разрешений на пользование недрами, поскольку там исключением являлись нефтегазоносные недра, а не геологическое изучение.

Во вторых: в том же 7 пункте при согласовании с Минуглепромом не предусматривалось согласование на добычу торфа, однако предусматривалось согласование на геологическое изучение угля.

В третьих: как показывает практика, получать согласование с сельскими, поселковыми и районными советами необходимо не только для пользования участками недр, которые содержат полезные ископаемые местного значения, но и для месторождений с полезными ископаемыми общегосударственного значения (статья 13 Конституции Украины).

На сегодняшний день в Минприроды скопились сотни заявок на получение специальных разрешений на пользование недрами. В лучшем случае организатор аукциона сможет подготовить за год несколько десятков объектов. Сбор всех необходимых согласований по одному объекту может тянуться около года. Сроки проведения сессий по цепочке – сельский – районный – областной совет – не совпадают. И, как правило, идут в обратной последовательности, - объясняют эксперты Национальной правовой палаты.

В предыдущие годы были прецеденты, когда специальные разрешения выдавались без согласования с органами местного самоуправления. Однако, такой опыт с трудом можно назвать успешным. В Департаменте недро- и природопользования, аграрных и земельных отношений и недвижимости Национальной правовой палаты ссылаются на статью 13 Конституции Украины, которой предусмотрено, что все природные ресурсы Украины принадлежат народу, представителями которого выступают органы местного самоуправления. Если же местное население против разработки месторождения, то никто не имеет права заставить его изменить своё мнение. Вспомним тут многочисленные акции протестов местного населения, доходивших вплоть до акций голодания и стычек с правоохранительными органами.

Помимо всех этих трудностей существует множество подводных камней, которые ещё пока себя не проявили – это и распаёванные земли, и не предусмотренные в госбюджете средства на подготовку и проведение аукционов, и банальный кадровый "голод". Специалистов, способных осуществлять эту работу, единицы.

Пойдём дальше. Пункт 11.

11. За рішенням  аукціонного  комітету  заявка  на  участь  в
аукціоні підлягає відхиленню у разі: 
невідповідності документів вимогам цього Порядку;

Ещё "ярче" дополняет его пункт 12.

12. Повідомлення про допущення або недопущення  до  участі  в
аукціоні    за    рішенням   аукціонного   комітету   надсилається
претендентам.  Інформація щодо участі в аукціоні  розміщується  на
офіційному  веб-сайті Мінприроди не пізніше ніж за три дні до його
початку.

Таким образом, вы можете узнать о том, что ваши документы не соответствуют Порядку всего лишь за 3 дня до его начала. Интересно, успеет ли инвестор исправить свои недочёты…

И это только самые яркие примеры принятия непродуманных правил проведения аукционов. Противоречия, встречающиеся в Порядках, непродуманность и слабая увязка с другими законодательными актами лишь способствуют созданию благоприятной среды для коррупции и злоупотреблений. Попутно значительно усложнилась процедура выдачи специальных разрешений на пользование недрами. Можно смело спрогнозировать резкий спад в сегменте добычи полезных ископаемых, а соответственно и в сопутствующих отраслях народного хозяйства.

Существует ли выход из сложившейся ситуации? Несомненно! Но для этого необходимо переосмысление самих принципов работы механизма добычи и разведки полезных ископаемых.

Эксперты геологоразведовательной отрасли считают, что необходимо провести чёткую границу между геологическим изучением и промышленной добычей. Когда приходит инвестор, готовый вкладывать средства в разведку полезных ископаемых, государство должно «иди на встречу», поскольку вкладывать государственные средства в одну из самых рискованных отраслей, при наличии частного инвестора, как минимум – неблагоразумно.

И совсем другое, когда есть претендент на промышленную разработку месторождения с уже утверждёнными запасами, разведанными за счёт государства. В этом случае, бесспорно, необходимо проводить аукцион. В остальных же случаях, будет целесообразнее основным критерием при выдаче специальных разрешений на пользование недрами считать структуру и размер инвестиционных обязательств, а не сумму максимального платежа за лот аукциона. Оптимальным было бы существование одновременно двух схем. Аукционов – на которых продавались бы специальные разрешения на пользование недрами с целью промышленной добычи, и тендеров – на которых бы проводился анализ инвестиционных обязательств компаний, заинтересованных в проведении разведки, геологического изучения, опытно-промышленной эксплуатации месторождений. Также необходимо максимально исключить участие государственных чиновников в решении данных вопросов. Эта процедура должна проходить автоматически: если предложение инвестора соответствует требованиям, то получение специального разрешения – простая формальность.

 


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1200.html

 - .  Rambler's Top100