ЧИН ПО ЧИНУ

Вот уже который год в многотысячном строю украинских госслужащих нет места тем, кого во всем цивилизованном мире давным-давно почитают «государевыми людьми». В 2001 году Организация Объединенных Наций подарила чиновникам всей Земли их профессиональный праздник. 23 июня провозгласили Днем государственной службы. Правда, вместо того чтобы собираться в этот день в парках, пить теплую водку и купаться в фонтанах, ООН настоятельно рекомендовало странам, в нее входящим, хотя бы сутки потратить на освещение в СМИ вклада служивых в развитие общества.

Имя им — легион
Украина в этом плане, пожалуй, одно из редких и крайне проблемных исключений. Рекламировать все прелести госслужбы у нас не надо — для этого достаточно посмотреть, на каких машинах ездят чинов-ники средней руки и в каких костюмах они ходят. Однако ничто человеческое им не чуждо. Вот уже семь лет ежегодно 23 июня на украинских службистов проливается золотой дождь из досрочных чинов, пре-мий, наград и прочих регалий, скрашивающих и без того сытую жизнь отечественных бюрократов. Которых, по мнению налогоплательщиков, развелось слишком уж много.
Простой арифметический подсчет показывает, что эти шесть с половиной (по меркам военного времени) армий, живущие за счет налогоплательщиков, составляют более 1 % от трудоспособного населения страны. Если же приплюсовать сюда еще некоторые виды облеченных властью и должностью, то цифра выйдет куда солидней — до 4,5 %. Именно столько господ при портфелях при достижении пенсионного возраста имеют право на пенсион, значительно превышающий пособие по старости для простых смертных. Однако при этом тех, кто, честно отышачив на государство, на склоне лет вынужден считать каждую копейку в своем кармане, значительно больше.

Чужие на празднике жизни
Среди них работники большинства госпредприятий, врачи и учителя, не имеющие чинов и званий. Это при царе и при советской власти инженер, медик и педагог были государственными людьми с обеспеченной старостью. Нынче же они, выжатые державой, словно лимон, бедствуют. Для сравнения: зарплата учителя первой категории с 15-летним стажем ниже денежного довольствия милицей-ского сержанта первого года службы. Его получка равняется примерно двум ставкам врача «Скорой помощи».

Кстати, в соседней Беларуси медики, особенно сельские, получают не в пример больше украинских коллег плюс имеют сохранившиеся с советских времен льготы (доплаты за вредность, 100 %-ные льготы по оплате топлива и коммунальных услуг в деревне и пр.). Поэтому сейчас не редкость встретить летом в Крыму сельского доктора из Беларуси, отдыхающего в комфортабельном санатории по путевке, что для украинского врача из-под Кегичевки из разряда фантастики.

За годы независимости положение вещей в этом плане неуклонно ухудшается. Государственная политика по делению бюджетников на первый и второй сорт способствует лишь оттоку из госучреждений молодых специалистов и повышению уровня коррупции. Не секрет, что толковый учитель сейчас вряд ли станет инспектором школ без взятки или без связей. И это не только преступно, но и аморально, по-скольку нынешний чиновник из Минобразования — это, по сути, паразит на учительской шее, способный в большинстве своем лишь «запрещать и не пущать». Вдобавок, если вникнуть в особенности кадровой политики госслужбы, нетрудно убедиться, что в Украине повсеместно процветает семейственность и кумовство. Все это, вместе взятое, сводит на нет любые инициативы по модернизации государственного аппарата. И это еще хорошо, что по дороге в Европу отечественные бюрократы, благоговеющие перед всякого рода процентами, не додумались скопировать опыт стран ЕС.

Невероятно, но факт
Меж тем за буграми Отечества, по меркам нашего затурканного «пересічного» украинца, царит настоящий чиновничий беспредел. В цивилизованной Европе госслужащих насчитывается от 12 до 30 (!) % от общего количества трудоспособных граждан. Все рекорды в этом плане побила Дания, в которой служивых почти 31 %. Но не стоит наивно полагать, что на одного с сошкой там семеро с ложками. Просто в странах Евросоюза госслужащими являются все без исключения, кто трудится на благо государства: от его первых лиц до последней уборщицы на казенном заводе. Причем с равными по закону государствен-ными гарантиями и льготами, с одинаковой системой начисления пенсий, где в расчет положены прежде всего выслуга и заработная плата, а не мифические «особые условия труда».

Показательны в этом отношении страны, где неизменно сильны позиции настоящих социалистов. Например Франция. Если в начале семидесятых годов прошлого века на госслужбе там состояло 14–15 % трудоспособного населения, то к концу девяностых каждый четвертый француз работал на государство. И это при том, что общий уровень безработицы в стране (в основном за счет натурализованных эмигран-тов) превысил 12 %! Нынче во Франции аж семь с половиной миллионов госслужащих, которых держава никогда не делила и не делит на касты. Из них в государственном секторе экономики трудится примерно 30 %. 400 тысяч охраняют покой страны, вдвое больше берегут ее здоровье, а армия учителей и преподавателей насчитывает более миллиона человек. Как показывает практика, подобные пропорции характер-ны для по-настоящему свободных демократических государств.

Украине же, если судить хотя бы по ее силовому блоку, еще далеко до такой гармонии. К примеру, еще с кучмовских времен она держит под ружьем во внутренних войсках МВД больше народа, чем в сухопутных войсках Министерства обороны. При Ющенко это соотношение особо не изменилось, в связи с чем напрашивается вопрос: кого же по-прежнему больше боится государство — внешнего врага или собственного народа?

Кроме того, поражает крайне низкий уровень коррумпированности их чиновников, сравнивать который с властным беспределом, творящимся в наших палестинах, просто глупо. К слову, в еще од-ной стране социализма с человеческим лицом — Швеции, где примерно каждый пятый трудоспособный гражданин — служивый, она одна из самых низких в мире. Способности же наших мздоимцев поистине беспредельны. Поэтому сейчас ООН оценивает уровень подготовки украинских чиновников ниже среднего. И это даже не «три с минусом», а «два с плюсом». Возня вокруг дикой прихватиза-ции и сплошная демагогия касаемо проведения Евро-2012 раздувают и без того раздутые штаты комитетов и ведомств. Каждый, кто облечен хоть какой-то властью, пытается побыстрее протиснуться к заветной кормушке с «зеленью». И если у нас под шумок движения в ЕС тупо и слепо начнут, подражая Западу, плодить сотни тысяч новых должностей, то такого ярма хронически недоношенный укра-инский бюджет точно не выдержит.

Так почему же все гладко в цивилизованных странах? Да прежде всего потому, что во главу угла там поставлена моральность власти. Всей без исключения, начиная с ведущих «шестеренок» этого меха-низма и заканчивая ее самыми мелкими «винтиками». Здоровый страх перед неотвратимостью наказания за должностное преступление присущ и библиотекарю из Тараскона, и президенту Франции. Ведь в понимании французской Фемиды между ними нет никакой разницы. Увы, но в Украине дело обстоит с точностью до наоборот, а зачастую и того хуже. Судебная практика по уголовным делам показывает, что лишь примерно в 20 % случаев к осужденным служивым применяется такой вид дополнительного наказания, как лишение права занимать соответствующие должности, а приговоры, наказывающие госслужащих реальной неволей,— ну ¬о-о-о-чень большая редкость. Что, кстати, нынешняя власть регулярно констатирует устами министра внутренних дел Юрия Луценко. В подавляющем большинстве случаев признанные виновными чинуши приговариваются к условному наказанию. Причем вопреки доводам государственного обвинения. Не так давно харьковская Фемида приговорила к условному сроку молодого гаишника, который остановил авто и капитально избил ни в чем не повинного водителя. Примечательно, что представитель прокуратуры настаивал в суде на лишении виновного свободы и прав занимать должность в правоохранительных органах. Однако районное правосудие наказало превысившего власть дебошира тремя годами испытательного срока. Гособвинение апеллировало к об-ластной Фемиде, полагая, что вердикт районной слишком мягок. Увы, но подобных примеров по Украине насчитывается великое множество.

«За дурною головою…»
Если вывести коэффициент полезного действия нынешней бюрократической системы, получим число, стремящееся к нулю, так что диагноз вырисовывается вполне определенный — острый кри-зис. Чиновники на местах все больше погрязают в роскоши за счет бюджета. На автопарки иных облгосадминистраций за год расходуется больше средств, чем на содержание трех-четырех районов. К тому же вертикаль власти сжирает социальное неравноправие: заработные платы начальников и подчиненных часто разнятся в 50–60 (!) раз. Взяточничество искореняется методами, над которыми впору то ли смеяться, то ли плакать: милиционеру, по долгу службы отказавшемуся от многотысячной мзды и задержавшему взяткодателя с поличным, полагается за это 500 гривен премии. Интриги, подсиживание, козни стоили поломанной карьеры не одному десятку тысяч толковых чиновников-профессионалов. Однако горше всего то, что несмотря на давно действующий Закон «О государст-венной службе», в Украине по сей день не имеют статуса госслужащего те, кто своим еженедельным трудом дает ей будущее — врачи и учителя. Но есть еще библиотекари, работники музеев, архивов и прочие категории бюджетников, которым вообще не светят чиновничьи ранги, льготы и пенсии, хотя на своем скромном посту они честно служат государству. Которое пока что так и не удосужилось на комплексные системные изменения относительно статуса госслужбы как таковой. Вот и выходит, что команды от «головы» — власти к «ногам» — народу передать некому… А ведь за дурною голо-вою, если искривлен до безобразия «становой хребет», ноженьки, как известно, много не выходят.

Александр Смурый, "Социалистическая Харьковщина", № 26 от 27 июня 2008 г.


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1207.html

 - .  Rambler's Top100