Всеобщая профанация образования в ближайшем будущем превратит украинский народ в тупое покорное быдло. Если судить по количеству обладателей вузовских дипломов, с каждым годом после развала СССР в Украине появляется все больше мудрых голов. Однако жизнь при этом становится все хуже и хуже. С точки зрения здравой логики, никакого феномена в этом нет, поскольку добрая половина новоиспеченных инженеров не имеют вразумительного понятия о биноме Ньютона. С «инженерами человеческих душ» дела обстоят еще плачевней. Недавно один такой с пеной у рта доказывал автору этих строк, что после «Сонячних кларнетів» Павло Тычина, прожив при «совке» еще почти полвека, не написал больше ни строчки — «ввиду идеологических гонений». О том, что известный поэт, лауреат, депутат и прочее, благополучно избежав репрессий, в сталинские сороковые целых пять лет возглавлял наркомат просвещения УССР, дипломированный филолог не слышал и краем уха.
Увы, но в подобной дремучести мы ныне сравнялись с Америкой — догнали и даже перегнали. И, к сожалению, продолжаем по-холуйски подобострастно равняться на нее. Во всем. И что касается образования — тоже. Однако о «прелестях» модульного обучения и Болонской конвенции речь ниже. А сейчас вкратце о том, как сегодняшняя украинская власть продолжает уродовать отечественную систему народного обра-зования.
Школа
Советской десятилетки, апробированной временем, Украине уже мало. Ее курс растянулся на 12 годков, а всеобщее среднее теперь составляет 9 классов. И если в 1980-м молодой солдат, вчерашний выпу-скник СПТУ, становился квалифицированным механиком-водителем танка за 6 месяцев «учебки», то нынешнему воину с дипломом тракториста для этого нужен год. Пусть это не лучший пример, но он на-глядно демонстрирует дефицит системного мышления нынешней «продвинутой» молодежи. Знания и навыки должны подаваться системно — вот главный постулат совет¬ского среднего образования. В старом школьном курсе математика, химия, физика были единым блоком. Поэтому даже троечник, вступая во взрослую жизнь, четко воспринимал мир как сложную взаимосвязанную систему, ясно сознавая, что, как и почему происходит. Конечно, советское образо-вание было далеко от идеала, но оно давало главное: приучало детей и молодежь думать системно и самостоятельно. К тому же цельность знаний, пусть и минимальных, куда важнее разрозненных «вершков» из разных дисциплин. Принцип «от простого к сложному» соблюдался свято. Теперь же вместо него царит полный кавардак. Чего стоит, например, изучение оптики и астрономии в средних классах! Раньше азы этой науки, требующей основательных знаний физики и математики, преподавали лишь на последнем году школы. А учебники… Впрочем, они — отдельная очень больная тема, к которой мы еще вернем-ся на своих страницах. Сегодня же речь о том, что недостаток системного образования из средней школы легко перекочевывает в высшую, что породит со временем серьезные проблемы в обществе и стране в целом.
«Абитура»
И то ли еще будет. Особенно если учесть охватившую Украину в этом году беду под названием «внешнее независимое тестирование». Ведь по своей сути она — сплошная профанация образования. Не надо парить голову на экзамене, готовя осмысленный устный ответ — достаточно, как в телешоу, угадать нужный вариант. Но и это еще полбеды. Об истории вопроса. Внешнее тестирование в Украине в порядке эксперимента ввели в отдельных школах в 2002-м. С этого года оно обязательно для всех выпускников школ, желающих поступить в вуз. Минимально необходимое для сдачи документов в вуз количество бал-лов — 124 по 200-балльной шкале.
Уже «первая ласточка» показала слабые знания каждого пятого кандидата в абитуриенты. Из 512 тысяч протестированных почти 100 тысяч недобрали заветных баллов. Однако министр образования и нау-ки Украины Иван Вакарчук равняется не на них, а на 51 % тех, кто получил более 150 баллов. «Это свидетельствует о высоком уровне подготовки и учебы в общеобразовательных школах»,— гордо блеснул цифрой министр на недавней пресс-конференции в Кабмине. А еще заметил, что с комплектацией вузов проблем не возникнет, поскольку госзаказ сейчас — аж 145 тысяч первокурсников. Остальные 267 тысяч могут стать студентами-контрактниками. Но при этом существует и иная арифметика: если за один только год столько абитуриентов вольются в студенческие ряды, то кому лет через пять будут нужны эти легионы молодых специалистов с вузовскими дипломами?
Для сравнения. В этом году в самый престижный вуз бывшего Союза, Московский государственный университет, на бюджет примут четыре тысячи человек. И лишь две тысячи студентов будут учиться на контрактной основе. Причем, в основном, не граждане России. Но самое главное в нашем тестировании, что оно не зафиксировано законодательно. На момент его проведения в законах о среднем и высшем образованиях вообще не было такого термина, как «независи-мое внешнее тестирование». Однако отсутствие правовой почвы под ногами, похоже, абсолютно не смущает украинских чиновников от образования. Тем более что ажиотаж, вызванный небывалой доселе про-стотой поступления в вузы, гарантирует учебным заведениям невиданные доселе доходы. В том числе и теневые. Правда, признавать это в Министерстве образования и науки не хотят. Наоборот, на пресс-конференции в Кабмине Вакарчук уверил журналистов, что высшая школа наконец-то стала «белой и пушистой», а взяточников в вузах теперь будут узнавать по «красным ушам и заплаканным от мук совести глазам». Что ж, пан Иван, оказывается, наивный идеалист. Особенно если учесть, что когда журналисты не сдержали искренний смех, министр добавил к сказанному: «Зачем быть такими циничными? Почему мы утратили доверие к человеку?..»
Информация к размышлению
Действительно — этим летом прокуратура пока что не возбудила ни одного уголовного дела по факту мздоимства в период вступительной кампании. Но сие еще не означает, что в украинских университетах и академиях наконец-то восторжествовало законопослушание. А может, выражаясь словами киноклассики, «все уже украдено до нас»? На такую мысль наводит подозрительная скоропалительность неузаконенной затеи с обязательным тестированием. Которая, если вникнуть, просто Клондайк для централизованного взяточничества. Ведь если ранее мзду по сути вымогали (не подмажешь — не поступишь в конкретный вуз), то теперь стратегия в корне изменилась. Желаешь поступить — нет проблем: давай раз — и поступай куда хочешь! Вдобавок ни один взяткодатель, добровольно запуливший деньги за то, чтобы его любимое чадо набрало необходимый для престижного вуза высокий балл, в милицию не побежит, поскольку такой тест мигом аннулируют — и прощай мечта о поступлении. А взятку… Так ее еще доказать надо!
Для сравнения. В соседней России до аналогичных украинским новшеств уже дошли, но осуществлялось это поэтапно, на протяжении нескольких лет. Однако по-прежнему в некоторых вузах страны, например в МГУ, при поступлении учитывают сначала оценки на вступительных, а потом уже результаты Единого государственного экзамена по русскому языку и математике. Баллы ЕГЭ складываются с вступительными, переве-денными в 100-балльную систему, и по сумме общих баллов устраивается конкурс. Пока что это эксперимент в отдельно взятом вузе — раньше МГУ вообще не учитывал результаты ЕГЭ. В большинство же вузов России с 2008 года можно поступить только по сертификату ЕГЭ, без экзаменов, но это нерейтинговые заведения. Вузы с именем предпочитают набирать студентов по результатам собственных испытаний или комплексно, как МГУ.
Вуз
Даже если молодому украинцу повезло поступить в престижное отечественное высшее учебное заведение, это не значит, что по его окончании он сможет похвастаться действительно добротным образова-нием. Дело в том, что по дороге в Евросоюз Украина, слепо всунувшись в Болонскую конвенцию, приобрела гораздо меньше, чем потеряла. Ведь так называемая модульная система образования не способна воспитать масштабно мыслящего специалиста. Профи в узкой специализации — это пожалуйста, а вот универсала… В Америке по этому поводу уже много лет популярен анекдот: «Идут два студента-медика с клизмой. «Вы зачем вдвоем?» — «Я знаю, как клизму ставить, а он знает, куда именно». И это было бы действительно смешно, если бы не касалось сегодняшней Украины. Получив вместо знаний лишь узко-профильные навыки, человек неизбежно превращается в специалиста, крайне удобного для работодателя. И вдобавок дешевого, умеющего выполнять лишь ограниченный набор функ¬ций, а значит, получить за свой труд меньше денег. К тому же массовое сведение к минимуму способности гражданина к критическому мышлению неизбежно закончится вырождением гражданского общества в тупое покорное быдло. Людям с навыками, но без знаний не нужна истинная свобода, их устраивает биологическая.
Яркий пример — та же Америка: подданные Штатов уже давным-давно живут, выбирая между гамбургером и гам-бургером (читай: между демократами и республиканцами, которые мало-помалу довели США до экономического и политического кризиса). Ведь ничего не зная, нельзя на что-либо претендовать. Однако вер-немся в наши палестины, где ударными темпами гробится высшая школа. Уровень интеллекта преподавательского состава с каждым годом неуклонно снижается. Купившие свои дипломы, а потом и научные степени доктора и кандидаты наук «отбивают» затраченное поборами со студентов. Изнашивается материальная база вузов, а их специализация и численность обучающихся часто не соответствуют реальному рынку вакансий (который, к слову, государство так и не может спланировать на ближайшие пять-десять лет). В многочисленных региональных филиалах, практикующих «дистанционное» образование, дипло-мы фактически продаются и покупаются. И если сегодня в срочном порядке не положить этому конец, вернувшись в своем развитии лет на тридцать назад, к советской системе подготовки кадров, Украину в обозримом будущем ожидают глобальные потрясения. Ведь профанация образования чревата профанацией кадровых назначений, а это — полный развал управления государством. Увы, но те, кто рулит дер-жавой сейчас, не сильно озадачиваются тем, что останется после них. Им главное Украину, как болонку, по Болонской системе побыстрее выдрессировать.
Андрей Федоренко, "Социалистическая Харьковщина", № 30
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1248.html