КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ?

Введя в свое время мораторий на применение смертной казни, движимая абстрактным гуманизмом Украина до сих пор не может расставить знаки препинания в этом непростом вопросе. Зарезав жену и сына, 47-летний харьковчанин заснул безмятежным сном. Кровавая ревность его ровесницы из Изюма сгубила двух человек и едва не стоила жизни третьему. Таков же счет замордованных старушек на совести люботинского пьяницы, промышлявшего разбоем. А вот лихой купянчанин и его подельник из Молдовы, выступавшие по бандитизму, жестоко и цинично отправили на тот свет четверых. Нынче всех их объединяет одно: крошечная тюремная камера и роба в полоску. Каждый из этих извергов приговорен Харьковским областным правосудием к пожизненному заключению. Которое на самом деле не вечно — через двадцать лет отсидки «пожизненник», при условии примерного поведения, может просить о помиловании и обрести свободу. А до тех пор его будут регулярно кормить и поить за счет налогоплательщиков. В том числе и за счет родственников покойных. И смотреть в полные боли глаза людей, потерявших близких, украинская Фемида не собирается. И не только потому, что у этой тетки завязаны глаза: дело в том, что с 1997 года в Украине действует мораторий на применение смертной казни. А до него за шесть лет Независимости наша держава по приговорам судов ликвидировала более 600 преступников. Что, если сравнить с 30 тысячами граждан, павших за тот же период времени от рук преступников, не так уж и много — один к пятидесяти. Впрочем, это если судить с колокольни естественного права. Но у Парламентской Ассамблеи Совета Европы о нашей стране на сей счет свое мнение.

Их гуманизм
Спустя три года после вступления Украины в Совет Европы ПАСЕ заклеймила нашу страну не за многие тысячи безвинно убиенных, а за упомянутых казненных душегубов. Дело было десять лет назад, но трехчасовые дебаты на сессии Парламентской Ассамблеи актуальны и поныне, поскольку, что касается смертной казни, отечественная власть и сейчас с холуйским подобострастием ссылается на обязательства перед ПАСЕ. Меж тем почти никто не знает, что во время того давнего обсуждения не вся Европа заклеймила нас как варваров. Вот слова представителя благополучной Норвегии Яна Сименсена: «Украина — бедная страна, и она не имеет возможности обеспечить… условия нахождения в тюрьмах приговоренных к пожизненному заключению». А далее следует просто потрясающее откровение потомка суровых, но справедливых викингов: «Юридическому комитету ПАСЕ стоит как можно больше думать не о преступниках, а о нормальных людях!»

Увы, с тех пор много воды утекло в реках старушки Европы, в большинстве своем равнодушно взирающей на натовский и американский беспредел. Десятки тысяч погибших и покалеченных югославов ей не интересны. Куда больше Евросоюз занимает никчемное существование посаженных за решетку маньяков и убийц. В том числе и таких, как украинский изувер Оноприенко. Говорят, что он весьма неплохо чувствует себя в неволе, где ему созданы все условия для сносной жизни. И это тому, кому, по его собственным словам, «убивать людей так просто, как женщинам делать котлеты»!

Америка — не Европа
Однако Старый Свет, куда нас упрямо гонят Ющенко и К°,— отнюдь не рай, в котором навек восторжествовали общечеловеческие ценности. Поэтому обожаемая нашим «гарантом» Америка никогда не равнялась и вряд ли будет равняться на Брюссель. В 1973 году в США упразднили было смертную казнь, но в 1976-м, ввиду захлестнувшего Штаты разгула преступности, ввели опять. А в 1994-м приняли федеральный закон, согласно которому лишиться живота можно за 60 (!) видов преступлений. При этом восемь из десяти американцев всецело одобряют подобное положение вещей, поскольку считают высшую меру наказания не местью, а проявлением общественной нетерпимости к злодеям, исходя из принципа: «бешеной собаке хвост рубят по уши». Интересно, что количество верующих среди столь радикально настроенных людей очень велико.

Что касается библейского постулата «Не убий!», который так любят цитировать противники смертной казни (в том числе и украинские), то применимо к росту особо тяжких криминальных ЧП его поставил под сомнение еще средневековый философ-богослов Фома Аквинский, метко заметив, что «тот, кто щадит волков, обрекает на погибель овец». Как показывают результаты ряда исследований, проведенных на стыке социологии и правоведения, применение смертной казни хоть и не панацея от душегубства, но в какой-то степени оно способно уменьшить количество умышленных убийств. Фактор страха за свою шкуру, основанный на врожденном инстинкте самосохранения, реально способен удержать от кровавого беспредела каждого третьего потенциального убийцу. В этом уверены немало светлых голов — например доктор юридических наук, профессор Михлин, являющийся одним из руководителей ВНИИ МВД РФ. Впрочем, вряд ли «оранжевые» гуманисты, бойкотировавшие этой весной в Верховной Раде законопроект левых о возможности применения смертной казни всего лишь за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, способны прислушаться к мнению светила российской науки. Ведь всеобщее озверение народа, когда брата легко натравить на брата, только на руку украинским партиям буржуазного толка. «Человек человеку волк» — и иного человеколюбия система дикого капитализма не предлагает.

Запад прозревает. А мы?
Меж тем наши ближайшие соседи, у которых процесс первичного накопления капитала также породил рост преступности, уже давно задумываются о необходимости возврата высшей меры наказания. Десять лет назад об этом прямо высказался премьер-министр Венгрии Дьюла Хорн: «…Стоило бы объявить всенародный референдум относительно восстановления в Венгрии смертной казни. Тогда я проголосовал бы «за». Вторит ему и президент Польши Лех Качиньский — он также уверен, что Европа со временем вернется к столь радикальному наказанию, потому как отмена смертной казни обеспечила преступнику преимущество над жертвой. Помнится, это прошлогоднее заявление польского лидера наделало много шума в ЕС, что, впрочем, не повлекло за собой никаких международных санкций против «вольнодумца». Нашему же Кучме его честные слова о том, что для Оноприенко он «не видит иного наказания, кроме смертной казни», Совет Европы помнит, наверное, и поныне. За сим его преемник на эту тему не распространяется, хотя позиция того же Качиньского Ющенко наверняка известна. А ведь пока еще гарант нашей Конституции обязан знать ст. 27 Основного закона, не только гласящую о праве каждого украинца на жизнь, но и об обязанности государства это самое право защищать. К сожалению, пока что в свете давнего и явно политизированного решения Конституционного Суда Украины от 30 декабря 1999 года, признавшего положение Уголовного кодекса о смертной казни не отвечающим Конституции, право на жизнь стопроцентно гарантируется лишь убийцам, а не нам с вами. И посему крови в украинских «бытовухах» пока что льется не меньше, чем в иных военных конфликтах средней интенсивности.

Роковой для многих тысяч наших сограждан вердикт Конституционного Суда не был формальным. Мнения судей при его вынесении круто разделились: 10 из них проголосовали за отмену, но шесть сказали «нет». Что примечательно, позиция «меньшевиков» полностью совпала с настроением в обществе, поскольку, по данным большинства соцопросов второй половины 1990-х, от 65 до 75 % простых украинцев ратовали за сохранение смертной казни. Однако мнение народа тогда не стало законом.

Принц «датский»
Похоже, что и сейчас все усилия отечественных левых в этом направлении останутся тщетными, поскольку с осени Верховная Рада и Администрация Президента вновь погрязнут в рутине интриг вокруг передела власти и собственности. Хотя нет — в один из дней накануне Покрова об этой теме обязательно вспомнят: 10 октября Европа во второй раз будет отмечать День против смертной казни. Без сомнения, президентская пресс-служба подготовит для своего работодателя к этой дате короткий дежурный спич. Взойдя на трибуну, Ющенко скажет немало красивых слов о ценности человеческой жизни и непременно упомянет о Всевышнем и божественном начале. Подобно Гамлету, он отчитает по поводу «быть или не быть» загодя отрецензированный Брюсселем и Вашингтоном монолог с очевидными выводами, уверенно и невозмутимо держась перед телекамерами, весь такой стильный и монументальный. Еще бы: ведь телеобъектив — это не полные горя глаза электората. Бедных людей, многие их которых потеряли от рук душегубов своих родных и близких. А еще — напрочь утратили веру в закон, не способный адекватно наказать повинного в пролитии чужой крови.

Андрей Федоренко,"Социалистическая Харьковщина", № 31


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1256.html

 - .  Rambler's Top100