У «белых воротничков» прибавилось конкурентов. Немецких консерваторов «подвинули», и снова на местных выборах. Состоявшиеся на минувших выходных выборы в Баварии выбили почву из-под ног правых, после чего они задумались о возможных потерях в бундестаге. Нынешней весной левые победили в Нижней Саксонии, Бремене. Они изменили расстановку политических сил в Гессене, настоящими триумфаторами оказались в свободном городе Гамбурге.
Так что итог баварских выборов был прогнозируемым, хотя долгие годы монополию на власть в региональном парламенте имел блок правящих партий ХДС и ХСС. Несмотря на либеральное название, Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы выражают скорее интересы представителей бизнеса, аграрного сектора и «белых воротничков» — управленцев верхнего и среднего звена. Эти партии центристского толка отстаивают право частной собственности, выступают за углубление интеграции в европейские экономические и военные структуры, соглашаются с диктатом свободного рынка.
Но при нынешних настроениях в Европе возглавляемый нынешним канцлером Ангелой Меркель консервативный блок не может игнорировать социальные права своих граждан и не позиционировать себя неолибералами. Вся старая Европа еще в годы хрущевской оттепели удивила Джона Кеннеди. Из-за океана президент США разглядел, что пока в СССР адаптируют марксизм-ленинизм под «человеческое лицо», Европа строит свой социализм.
В наши дни ни одна политическая сила не имеет шансов на успех, если в ее программных установках не значится защита прав трудящихся. Как и в Украине, немецкие правые и центристы расширяют свое электоральное пространство с помощью социальных лозунгов, но сама защита выглядит спорной и не вполне последовательной. С одной стороны, уровень жизни в Германии на порядок выше украинского, а социальные программы бьют все отечественные рекорды. Правительство Меркель выдвинуло программу защиты климата, которая к тому же создает новые рабочие места. Немцев давно приучили экономить тепло и электроэнергию, но сейчас упор делается еще и на энергосберегающие технологии. Пенсионная же система или система образования рядовым украинцам кажутся коммунизмом, обещанным еще Никитой Хрущевым. Например, помимо общей системы льготного обучения некоторые вузы Баварии возвращают оплату за прошедший семестр тем студентам, которые учится на «отлично» или активно участвуют в проектах университета. В земле Северная Рейн-Вестфалия от оплаты освобождают до 10 процентов лучших студентов.
С другой стороны, консерваторы не прочь подрезать крылья социальным завоеваниям. Чего стоит, например, замысел консерваторов предоставить работодателям право увольнять без объяснения причин всякого, кто проработал на новом рабочем месте менее двух лет. В Баварии ХСС потеряла голоса и в силу обоснованных причин. Глава партии Гюнтер Бекштайн пошел на ряд таких непопулярных мер, как сокращение бюджетных расходов.
И вот закономерный результат. После 46 лет единоличного правления Христианско-социальный союз потерял 17 процентов голосов, набрав меньше половины (43,4 процента). Впервые за последние сорок шесть лет консерваторы Баварии вынуждены искать союзников для создания коалиции. Некоторым утешением для консерваторов стал провал на баварских выборах их главных конкурентов — социал-демократов. Для Социал-демократической партии Германии (СДПГ), рассчитывавшей выиграть на потерях ХСС и создать с остальными прошедшими в ландтаг партиями широкую коалицию, итоги нынешнего волеизъявления баварцев тоже стали худшими за несколько десятилетий. А по сравнению с предыдущими выборами они потеряли 1 %. Все это очень похоже на ситуацию в Украине, где социалисты Мороза вообще не вошли в число парламентских партий.
Однако по общим итогам местных выборов победили именно левые идеи. Дело в том, что по результатам выборов в местный парламент проходят еще три партии левого толка. Впервые за 14 лет в ландтаг прошла либеральная партия «Свободные демократы», заручившаяся поддержкой 8,5 % баварских избирателей. Заметно поднялись в процентном отношении и зеленые (9,4 %), а также региональная Партия свободных избирателей (10,2 %). Причем эта победа малых партий способна изменить весь политический ландшафт Германии, и не только потому, что баварцы считают свою землю сердцем страны.
Баварские выборы традиционно рассматриваются как генеральная репетиция общенациональных выборов. Теперь левое крыло расширяется до такой степени, что местный парламент будут составлять не две, а целых пять партий. А «эта лакмусовая бумажка» может предвещать подобные перемены и в бундестаге.
Илона Сторожук, "Социалистическая Харьковщина"
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1307.html