«На днях мне позвонили и строго напомнили, что я просрочил выплату процентов по кредиту, который взял в банке для покупки автомобиля. Звонившая мне сотрудница не представилась, но предупредила, если я не улажу вопрос в ближайшее время, то ко мне направят коллекторов. Что это за специалисты и имеет ли банк право привлечь «третью сторону» в наш спор? Если да, то как себя вести с такими службами?»
Чтобы ответить на вопрос нашего читателя Андрея Савченко из Харькова, «Социалистическая Харьковщина» обратилась к юристам Национальной правовой палаты.
«Такие службы существуют во всем мире, называют их коллекторами. Обычно ничего общего с «выбиванием долгов» они не имеют. Независимое коллекторское агентство — компания, которая специализируется в сфере работы с проблемной задолженностью банков, страховых компаний, кредитных союзов, муниципальных хозяйств и предприятий малого и среднего бизнеса. Только цивилизованная работа, юридическое урегулирование конфликта, направленное прежде всего на то, чтобы помочь должнику.
Независимое коллекторское агентство полностью ведет и судебное разбирательство, направленное на взыскание задолженности. Ведь спор может рассматриваться в суде годами, плюс истцам придётся тратиться на судебные издержки, оплачивая государственную пошлину и траты на информационно-техническое обеспечение. Поэтому банкам в данной ситуации намного проще обратиться к коллекторам, которые решат вопросы более быстро, оперативно и намного дешевле.
Однако кредитор имеет право привлечь третью сторону, только если этот шаг оговаривается в вашем с ним договоре. При этом он обязан уведомить заемщика письменно, обращайтесь к юристам, которые грамотно защитят ваши права. Если к Вам пришло такое уведомление – обращайтесь к юристам и действуйте только в соответствии с их рекомендациями. Помните, что права заемщика прописаны в ряде законов.
Так ст. 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000г. № 2121-ІІІ защищает банковскую тайну вашего вклада от разглашения, которое может нанести материальный или моральный вред клиенту. К банковской тайне причисляются сведения о финансово-экономическом состоянии клиентов, ведомости относительно коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайны и прочее. Согласно ст. 62 данного Закона за разглашение и использование банковской тайны предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.
Защиту банковской тайны закрепляет также Постановление Правления Национального банка Украины от 14 июля 2006г. № 267. Положение обязывает банки обеспечивать хранение и защиту информации, которая содержит банковскую тайну (Раздел 1 «Общие положения»). Юридические и физические лица, в том числе служащие банка не имеют права разглашать эту информацию и использовать в интересах третьих лиц кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.
Таким образом, если право банка на привлечение коллекторских компаний не было предусмотрено в кредитном договоре, привлечение таких специалистов не может считаться законным. Вы можете смело обращаться в суд. Однако главная задача коллектора - добиться возврата долга, не доводя дело до суда. В последнее время на фоне кризиса появились коллекторские службы, которые переняли стиль обыкновенных вышибал. На должника оказывается чрезмерное психологическое давление – начиная со звонков должнику, родственникам должника и заканчивая банальным запугиванием не только юридической ответственностью, но и внешним видом сотрудников таких коллекторских агентсв.
Если к вам пришли такие «специалисты», к тому же без какого-либо уведомления, то ни в коем случае не пускайте их к себе домой. Потребуйте документы, запишите паспортные данные. Если непрошенные гости отказываются выполнить ваши законные требования, вызывайте милицию и тут же пишите заявление о вымогательстве.
Хотим также напомнить, если у вас возникли проблемы с выплатой кредита, постарайтесь не доводить ситуацию до крайности. Если вы не можете платить, но идете на сотрудничество с банком, вам предложат схему его выплаты. Это может быть отсрочка, реструктуризация долга или что-то другое. Также не стоит «выплескивать» на коллектора накопившееся раздражение – это просто усложнит диалог.
"Социалистическая Харьковщина"
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1438.html