О газовом будущем Украины в рамках Web-конренции на mobus.cоm рассказал Роман Сторожев, Президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины".
Роман, оцените перспективу интеграции украинской ГТС в европейскую. Насколько это выгодно газотрейдерам?
Евроинтеграцию в целом, а также взаимную интеграцию украинской и европейской энергетических систем, в том числе газотранспортной, мы считаем очень перспективным направлением. Думаю, это даст толчок к развитию газотранспортной системы Украины без смены её собственника. Впоследствии, это повлечёт развитие ГТС, развитие газового рынка на территории Украины.
Уникальная газотранспортная система Украины балансирует всю европейскую ГТС и частично систему России, поэтому в таких условиях и при таком уникальном геополитическом положении мы можем создать европейскую энергетическую торговую площадку, вследствие чего будет возможность заключать сделки на территории Украины по куплепродаже природного газа, который будет находиться на границе России-Украины, на границе Украины-Евросоюза.
В случае будущей интеграции Украины в Евросоюз как государства, мы станем непосредственно граничным государством европейского союза, поэтому сделки автоматически будут заключаться на границе Украина-Россия. Таким образом, мы считаем, что это очень перспективное направление и как производное всех этих процессов – контракты на хранение газа в ПСГ западных компаний, сделки по продаже природного газа из ПСГ, так называемые фьючерсы и т.д. Естественно, такие процессы проходят с привлечением финансовых ресурсов, активным участием банковского сектора. Это огромный рынок на миллиарды долларов.
Насколько реальна правительственная инициатива реконструкции и модернизации ГТС японцами?
Сложный вопрос. Не могу сказать, что Япония является активным участником газовых вопросов в Европе, в частности – Украине.
Как считаете, будут ли пересмотрены последние газовые договоренности с Россией? Если да, то кто выступит инициатором?
По разным причинам эти договорённости пересматриваются практически каждый год. Инициатором может выступить любая из сторон, и в той сложной политической и экономической ситуации, в которой находится как Украина, так и Россия, не исключено внесение корректив в договорённости, которые достигнуты на данный момент. Кто выступит инициатором – сложно сказать, будут ли внесены изменения – тоже сложно сказать, но, исходя из предыдущих лет сотрудничества, такая вероятность существует.
Зачем Украине 50 млрд газа, который мы обязаны покупать у России?
Дискуссия вокруг того, обязательно ли Украине необходимо купить 50 млрд куб. метров газа у России – это вопрос переговоров. Не думаю, что при отсутствии потребности у нас в покупке этого газа он будет нам навязан и нам нужно будет за него рассчитываться. Это не самый сложный на переговорном пути компромисс, на который мы идём с Россией. Поэтому думаю, что в этом вопросе будет достигнуто понимание обеих сторон.
Что повлечет за собой продажа ГТС россиянам?
В случае продажи украинской газотранспортной системы России это повлечёт за собой утрату энергетической независимости Украины.
В интервью годичной давности Вы сказали, что «чем больше будет газа в Украине, тем лучше для экономики страны и тем больше мы сможем извлечь из этого пользы». Теперь Украине навязали 50 млрд кубометров газа в год. Готовы ли Вы взять свои слова обратно?
Под своими словами я имел в виду свободные ресурсы природного газа, находящиеся в свободном обращении, в свободной продаже. Ресурсы газа, которые заходят в страну по контрактам с «Газпромом», находятся в монопольном распоряжении НАК «Нефтегаз Украины» и не могут быть экспортированы с территории Украины и т.д. Этот ресурс может быть использован только на нужды внутри страны через НАК.
В таких условиях, конечно же, нам не нужны эти 50 млрд кубометров в полном объёме. Что с ними делать? Найти выход из этой ситуации можно, например, договорившись с «Газпромом» о том, что неиспользованный газ будет экспортирован с территории Украины то ли самим НАКом, то ли он будет продан другим компаниям, которые его отправят на экспорт.
Это сложный вопрос и вряд ли «Газпром» пойдёт на то, чтобы разрешить реэкспорт своих ресурсов. Хотя, в принципе, такие прецеденты были и НАК «Нефтегаз» экспортировал с территории Украины газ, но это был газ собственной добычи. То есть, импортируемый газ использовался внутри страны, а собственный ресурс экспортировался с целью получения дополнительной прибыли компанией. Такое развитие событий не исключено. Но это вопрос переговоров с «Газпромом». Говорить о том, что мы получили много свободных ресурсов в стране, было бы неправильно, так как свободные ресурсы это те, которые не зависимы ни от политической ситуации, ни связаны какими-то жёсткими международными соглашениями и контрактами, которые можно свободно продавать на территории Украины, либо за её пределами.
Ранее в прессе Вы говорили о том, что доля природного газа, реализуемого трейдерами, сократилась. Какие прогнозы у Вас на этот год? Готово ли правительство в лице НАКа внедрять рыночные отношения в газовый бизнес?
На данный момент незначительно увеличивается доля независимых ресурсов на рынке, вследствие – и доля газотрейдеров. В 2009 году мы ожидаем продажу на уровне 1,8 млрд кубометров только независимой добычи, а также ресурсов, которые были сосредоточены в ПСГ. Это ещё порядка 2 млрд кубометров. Таким образом, около 3,8-4,5 млрд кубометров будет реализовано через независимых газотрейдеров в 2009 г. Доля на рынке от общего баланса составит порядка 7%. То есть, о каком-то значительном увеличении речь не идёт, в основном трейдерами реализуются ресурсы независимых добытчиков плюс ПСГ, которые были ранее накоплены. На данный момент НАК «Нефтегаз Украины» не продаёт природный газ независимым компаниям, хотя мы бы хотели сотрудничать в этом направлении и готовы приобретать ресурсы у государственного монополиста.
Почему все-таки так вяло шел разговор о базисе поставки российского газа в Европу DAF граница РФ-Укр. То, что применяется сейчас DAF граница Украина-Европа, было правильным и понятным, когда во времена СССР Украина входила в его состав. Но теперь все изменилось, кроме условий поставки, которые противоречат INCOTERMS и здравому смыслу. РФ продает свой товар на границе 2-х третьих стран?
Вопрос поставок российского газа в Европу на условиях DAF граница Россия-Украина очень интересный, но в данный момент реализация его на практике практически невозможна. Влияние «Газпрома» на европейских рынках слишком велико, и одним из условий поставок газа в Европу со стороны «Газпрома» является обеспечение транспортировки природного газа самой российской компанией. Это приоритет скорее Газпрома, чем стран-потребителей. Поэтому я думаю, что на данный момент договорится о том, что сделки будут заключатся на нашей границе, а транспорт будет оплачиваться нам отдельно, будет весьма сложно.
С этого года Украина и Россия перешли на прямые поставки, да ещё и по рыночным ценам. Но посредник на внутреннем рынке – «Газпромсбыт Украина» – остался. Как вы это оцениваете? Нужна ли эта компания Украине на внутреннем рынке?
Насколько мне известно, на данный момент «Газпромсбыт Украина» не поставляет природный газ промышленным потребителям. По крайней мере, такая ситуация была в январе и феврале этого года. Как будет дальше – неизвестно. Я считаю, что если бы это был независимый импортёр и он поставлял в Украину какую-то часть газа, выступая как конкурирующая структура с НАКом – это было бы интересно с точки зрения развития независимого рынка при условии соблюдения антимонопольного законодательства. Потому что тогда у нас была бы конкуренция между двумя импортёрами и это было бы подобием рынка. Естественно, при условии, что эти обе компании работали бы с независимыми поставщиками. Тогда бы улучшалось качество услуг, и, вероятно, торговая наценка стремилась бы к минимуму.
Устранение «РосУкрЭнерго» – это позитивный или негативный момент? Прокомментируйте свой ответ.
Я считаю, что судьба компании «Росукрэнерго» – это приоритет её акционеров. Этот вопрос находится непосредственно в их видении, какое решение они принимают по поводу деятельности этой компании, так она и работает. Я считаю, что это исключительно их право решать судьбу этой компании.
Какова нынешняя средняя рентабельность бизнеса у газотрейдеров?
На сегодняшний день торговая наценка газотрейдеров составляет не более 2-3%. Эта цифра не меняется уже несколько лет.
На днях Standard&Poors в очередной раз снизило инвестиционный и суверенный рейтинги Украины. Как считаете, будут ли в таких условиях иностранные инвесторы вкладывать средства в газодобычу в Украине?
Несмотря на понижение рейтингов, я считаю, что Украина очень перспективна с точки зрения развития бизнеса добычи углеводородов. При постоянном удорожании импортируемого ресурса было бы просто преступлением не пользоваться собственными запасами природного газа. Для эффективного развития газодобычи необходимо 4 составляющих: приемлемые экономические условия, а именно – необходимо привести цены на природный газ к рыночным.
Субсидирование населения за счёт самой отрасли приводит к негативным последствиям, в частности – вымыванию денежных средств. Во-вторых, необходимо установить прозрачные отношения между государством и инвестором. В-третьих, нужно работать над созданием конкурентных отношений на рынке природного газа, стремиться к либерализации рынка. И наконец, инвестору важна стабильность законодательства.
Украина имеет потенциал собственной добычи и может при определённых обстоятельствах нарастить объёмы природного газа до уровня 25-30 млрд кубометров. Согласно подсчётам Министерства топлива и энергетики Украины, необходимо ежегодно инвестировать порядка 3 млрд гривен и уже через 5 лет уровень добычи может достигнуть уровня 25 млрд кубометров по сравнению с сегодняшними 20.
Я убеждён, что для развития украинской газодобычи необходимо привлечение частных инвестиций. Результаты последних 10 лет могут чётко свидетельствовать о том, что частные добывающие компании смогли нарастить объём добычи в десятки раз, в отличие от государственных компаний. Это можно объяснить тем, что частные компании имеют необходимые финансовые средства и готовы инвестировать в украинские месторождения.
Почему в газодобыче на Украине так мало частных компаний? Разве этот бизнес не выгодный?
Добыча углеводородов – это перспективный бизнес как во всём мире, так и в Украине. Ситуация в этой сфере сложилась таким образом, что у государственных добывающих компаний не хватает средств, которые можно было бы ежегодно вкладывать в разведку и разработку месторождений, модернизацию оборудования. Как показывает практика, более эффективно на рынке газодобычи работают частные компании, которые обладают необходимыми финансовыми средствами для проведения геологических исследований, разработки месторождений, модернизации бурового оборудования.
На сегодняшний день в Украине работает порядка 20 частных добывающих компаний. Я считаю, что сегодня неотложным для энергетической безопасности государства становится вопрос частной разработки малых и средних газовых месторождений и передачи части функций по обеспечению страны газом собственной добычи в руки частного капитала.
Вопрос значительного увеличения внутренней добычи - не просто решение проблемы насыщения рынка дешевым отечественным энергоресурсом. Рост частной инициативы в отрасли будет означать либерализацию всего рынка, что, как известно, возможно лишь при условии наличия дополнительных свободных ресурсов газа. В конечном итоге, за счет собственного ресурса Украина сможет покрывать часть своей потребности в природном газе и экономить бюджетные средства на импорт газа. В то же время будет существовать конкуренция между государственными и частными добытчиками, что оживит ситуацию в ТЭК и сможет повлиять на увеличение объемов внутренней добычи газа, позволит снизить цены на газ и даст мощный импульс для развития украинской экономики.
Как Ассоциация общается с власть имущими – на «ты» или на «вы»?
Ассоциация «Газовые трейдеры Украины» является членом Совета национальных ассоциаций товаропроизводителей при Кабинете министров Украины. Также у нас налажены связи с профильными комитетами Верховной Рады Украины, Национальной комиссией регулирования энергетики. Конечно, мы с властью на «вы». Не могу сказать, что это простые отношения, в то же время не могу сказать, что мы ощущаем какие-либо притеснения или гонения со стороны власти. Наши отношения с властью – это нормальный диалог. Есть определённые сложности, связанные с тем, что политика демонополизации, либерализации рынка природного газа продвигается тяжело в Украине, в этом есть много объективных и субъективных факторов. Тем не менее, мы считаем, что другого пути развития энергетического рынка у нас нет, и мы всё равно придём к либеральному, свободному рынку.
Судя по биографии, вы имеете отношение к геологии... Так вот, скажите, каков итог спора по Змеиному? Действительно ли украинская сторона получила самый лакомый кусочек или заявления МИДа – замыливание глаз?
Я думаю, разрешение судебного конфликта между Украиной и Румынией принесло несколько положительных моментов для нашей страны. Во-первых, исчерпан территориальный конфликт, так как Гаагский суд вынес решение, по которому Украине принадлежат территориальные воды вокруг острова Змеиный (12 морских миль от берега, или 22 километра).
Во-вторых, этот участок является перспективным с точки зрения привлечения дополнительных инвестиций в Украину. Так, участвовать в разработке запасов Черноморского шельфа могут украинские, румынские и компании Евросоюза. Разработка месторождений Черноморского шельфа даст дополнительные возможности для диверсификации источников энергетических ресурсов, принесёт дополнительные инвестиции. Сказать однозначно, сколько запасов нефти и газа там находится, невозможно до проведения геологических исследований.
Однако можно утверждать тот факт, что этот участок привлекателен для большого количества представителей европейских нефтегазодобывающих компаний. Конечно же, независимые газовые трейдеры Украины поддерживают данный проект правительства, в результате которого уже через пять лет можно будет ожидать от 7 до 15 млрд кубометров прироста добычи украинского газа. Во-первых, появление дополнительных объемов ресурса собственной добычи является основным стимулом для развития конкуренции на внутреннем рынке Украины. Во-вторых, увеличение объемов внутренней добычи природного газа может существенно снизить риски зависимость нашей страны от внешних поставок голубого топлива.
Ассоциация "Газовые трейдеры Украины"
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1468.html