Единый кодифицированный документ должны создавать практики недропользования, - Ассоциация "Недропользователи Украины"

Ситуация в сфере недропользования, в частности добыче углеводородов, складывается таким образом, что чрезвычайно большой потенциал, заложенный в украинских недрах, реализуется пока еще крайне неэффективно. Об этом в рамках «круглого стола» заявил Председатель Ассоциации «Недропользователи Украины» Михаил Диброва.

Украина ежегодно вынуждена импортировать около 50 млрд. куб. м газа, имея собственные прогнозируемые запасы газа в Украине около 5 трлн. кубометров, но добывая лишь около 20 млрд. куб. м соответственно. Отечественные недропользователи прекращают эксплуатацию месторождений, выбрав не больше 75% запасов, в то время как в мире этот показатель превышает 90%. К сожалению, в Ассоциации вынуждены констатировать тот факт, что Украина не имеет собственной стратегии развития сферы недропользования. На разработку первой национальной Общегосударственной программы развития минерально-сырьевой базы было потрачено почти 8 лет. Только в 2006 году Законом Украины она была утверждена и введена в действие с 1 января 2007 года. Через одиннадцать месяцев срок ее действия закончится. 

«Добыча углеводородов – это интересный и перспективный бизнес во всем мире. Ежегодный объем инвестиций в Украине в эту отрасль мог бы достигать сотен миллионов долларов. Впрочем, нестабильное украинское законодательство нивелирует инвестиционный имидж Украины. В частности, стоит сказать, что в Украине ежегодно изменяется Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, -  говорит господин Диброва. Например, Порядок предоставления специальных разрешений на 2009 год до сих пор не утверждён. Сравнивая проект Порядка на 2009 год с предыдущими Порядками можно увидеть, что существенных изменений в этом году не произойдёт». К сожалению, условия работы в сфере недропользования не предусматривают значительных финансовых льгот для добывающих компаний. Так, например, немного возрастёт уровень платежей за пользование недрами, а также рентных платежей за добычу углеводородов.

      Кроме того, практически все спецразрешения предлагается продавать на аукционе. Однако тут стоит отметить, что сам механизм проведения аукционов по выдаче специальных разрешений на пользование недрами приводит к вымыванию значительной части финансовых средств из бюджетов добывающих компаний, так как основные средства необходимо вложить непосредственно в покупку лицензии. Более рационально и эффективно было бы учитывать инвестиционную программу компании, когда основная часть денежных средств будет вложена в разведку и разработку месторождений.

Своеобразным «тормозом» развития сферы недропользования можно назвать «рынок лицензий». Состоянием на апреля 2008 года компаниям НАК «Нефтегаз Украины» выдано 319 лицензий на пользование недрами, разработку и геологическое изучение месторождений и площадей, перспективных для добычи углеводородов. Структурам НАК «Недра Украины» выдано 39 разрешений. Коммерческие структуры владеют 127 разрешениями. Из общего количества выданных разрешений (а это около пятисот), согласно данным геологических служб, действующим являются лишь около 60%.

  Прежде всего, отмечают в Ассоциации «Недропользователи Украины», нужно искоренять практику «неработающих» лицензий. Некоторые операторы получали лицензии для перепродажи и не планировали вкладывать средства. Есть такие компании, которые в свое время получили лицензии, а после этого не смогли или не захотели заниматься освоениям месторождения, и держат разрешительные документы для последующей возможной перепродажи.

Характеризуя основные проблемы сферы недропользования, Михаил Диброва отмечает распыленную, обветшалую и неадекватную требованиям времени законодательная база в сфере пользования природными ресурсами. В государстве нет ни одной другой сферы правовой регуляции, которая была бы настолько же не кодифицируемой, чем недропользование, и настолько растянутой по времени принятия решений, что акты не только не корреспондируются между собой в деталях, но и не могут быть согласованы хотя бы структурно или по объему охваченных вопросов. Кодекс Украины о недрах был принят еще в 1994 году, Водный кодекс – 1995 году, Земельный кодекс – в 2002 г., Лесной кодекс – в 2006 году. Кроме них, деятельность в сфере недропользования регулируется также законами Украины «О государственной регуляции добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней, и контроле за операциями с ними» (в 1997 г.), «О концессиях» (в 1999 г.), «О соглашениях о распределении продукции» (в 1999 г.), «О государственной геологической службе Украины» (в 1999 г.), «О нефти и газе» (в 2001 г.), а также Горным законом Украины (в 1999 г.). Кроме этого, деятельность недропользования регулируется более чем 150 подзаконными нормативными актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, министерств и ведомств. За годы независимости так и не были сделаны попытки возвести их в единственный, четкий и всеобъемлющий документ. Более того, наличие в Верховной Раде Украины законопроектов «Об угле» и «О газе (метан) угольных месторождений» свидетельствует о том, что государство и в дальнейшем двигается по пути принятия отдельных законов по каждому виду полезных ископаемых.

По оценкам специалистов, ежегодные потери измеряются миллиардами гривен. Только начиная с 1999 года к разрешениям добавляются специальные лицензионные условия – то есть требования к недропользователю, к которым он обязан придерживаться. Те же, кто получал разрешение раньше (1995-98 гг.) и сегодня, и еще лет десять будут работать без всяческих ограничений по своему усмотрению. Пользователю предоставляется право в течение двух лет (для нефтегазоносных недр – полгода) не вести никаких работ на отведенном для него участке недр. В течение упомянутых двух лет они или ищут состоятельного партнера, которому „продают” свое разрешение за значительно высшую цену, чем они оплатили государству, или выполняют функцию блокирования работ с тем или другим видом полезных ископаемых, чтобы они не достались потенциальным конкурентам.

Условия предоставления разрешений на пользование недрами в Украине изменяются каждый год, причем в корне и абсолютно не прогнозируемо, а налоговое законодательство – несколько раз на год. Фискальная направленность государственной экономической политики вынуждает инвесторов обращаться с отечественными недрами по колониальному принципу: «минимум вложить – максимум получить». В условиях отсутствия государственных средств ситуацию в отрасли недропользования могло бы исправить привлечение мощных отечественных и иностранных инвесторов, однако предложенные в отечественном законодательстве инструменты концессии, соглашений о распределении продукции и договоров о совместной деятельности являются очень непривлекательными в сравнении с теми, которые действуют в соседних странах.

В настоящее время платежи за пользование недрами направляются в государственный бюджет, бюджеты Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, в таком соотношении:

1) за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения: в государственный бюджет - 100 процентов;

2) за добычу полезных ископаемых местного значения и за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: в бюджеты Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя - 100 процентов;

3) за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых: в государственный бюджет - 80 процентов, в бюджеты Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя - 20 процентов;

4) за пользование недрами континентального шельфа и в пределах исключительной (морской) экономической зоны: в государственный бюджет – 100 процентов.

До 2001 года 60% платежей за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения засчитывалось в бюджеты АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя. В 2001-2005 гг. действие этой нормы было пять раз остановлено законами о государственном бюджете на соответствующий год, после чего окончательно осуществлен переход на зачисление 100% платежей за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения в Государственный бюджет Украины.

С фискальной точки зрения, возможно, это и оправданный шаг. Однако он вовсе не учитывает то обстоятельство, что всю социальную и экономическую нагрузку, связанную с недропользованием, несет именно регион, в котором добываются полезные ископаемые, и решать большинство проблем, например, угольной или горнорудной отрасли, придется руководству Донецкой и Луганской и Днепропетровской и Запорожской областей соответственно, а не центральным органам власти.

«На сегодняшний день эксперты газодобывающей отрасли едины в том, что для Украины важным направлением реализации энергетической стратегии на ближайшие годы является увеличение объёмов собственной добычи природного газа. Это же касается и добычи других полезных ископаемых. Однако, без создания Единого кодификационного документа не возможно будет создать прозрачные, стабильные правила работы для инвесторов в Украине, - заявил Михаил Диброва. Только совместными усилиями государственных органов управления, добывающих компаний, научных институтов нам удастся создать то правовое поле, которое будет защищать с одной стороны государственные интересы Украины, с другой стороны – гарантировать соблюдение законным прав и интересов частных инвесторов.  


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1472.html

 - .  Rambler's Top100