На минувшей неделе Киев и Токио подписали соглашение о продаже квот на выброс парниковых газов. Переуступив японцам свое право загрязнять атмосферу, наша страна получит порядка 250 млн евро, которые будут потрачены на внедрение энергосберегающих проектов.
Квотный потенциал
Юлия Тимошенко, которая в последнее время особенно трепетно относится к теме энергосбережения, сочла событие настолько важным, что решила почтить личным присутствием церемонию подписания соглашения. Впрочем, несмотря на помпезность происходящего, детали договоренностей остались за рамками официальных комментариев. Известно лишь, что Украина обязалась до конца года продать Японии квоты объемом 30 млн т (в эквиваленте СО2). «Вся остальная информация конфиденциальна», — отреагировал на вопрос «ДС» о содержании документа заместитель главы Национального агентства экологических инвестиций Украины Николай Сасюк. По информации «ДС», Киев обязался продать японцам квоты несколькими «партиями», а Токио будет их оплачивать по мере перевода на учет из украинского в японский реестр антропогенных выбросов и абсорбций газов. Первая такая операция должна быть осуществлена уже в апреле, деньги за переданные квоты перечислят в мае. По сведениям «ДС», продажа будет проводиться по средневзвешенной цене порядка 8 евро/т. Таким образом в общей сложности в рамках заключенного соглашения наша страна сможет заработать около 250 млн евро.
Япония и Украина являются участницами Киотского протокола, основная задача которого — защита мирового климата. Согласно документу государства с развитой экономикой (к которым относится Япония) обязаны на протяжении 2008–2012 гг. сократить выбросы в атмосферу. Страны с развивающейся экономикой (к которым относится Украина) обязались стабилизировать выбросы парниковых газов в атмосферу. В частности, Японии к 2012 г. придется сократить их на 8%. Но для того чтобы выполнить эту задачу, японцам придется уменьшить потребление топлива, потратив на это сотни миллионов долларов. Так что им гораздо дешевле выкупить украинские «парниковые квоты». В свою очередь наша страна заинтересована в их продаже, поскольку не использует в полной мере свой лимит на загрязнение атмосферы: для нас он установлен на уровне 920,8 млн т, тогда как фактические выбросы на протяжении последних нескольких лет не превышают 550 млн т. Такой «задел» появился благодаря тому, что Киотский протокол зафиксировал уровень выбросов по состоянию на 1990 г., когда республиканская промышленность работала на полную. После распада СССР многие индустриальные гиганты Украины остановились, что существенно снизило уровень вредных выбросов.
Благодаря этому Киев мог ежегодно продавать квоты объемом порядка 400 млн т, зарабатывая на этом (исходя из условий уже подписанного контракта с Японией) более 3 млрд евро (реальная возможность торговать квотами у нас появилась в конце 2008 г., после того как в стране был сформирован национальный реестр выбросов и подготовлена необходимая нормативная база, регламентирующая такую торговлю). На этом фоне заработки на продаже квот Японии выглядят довольно скромно. «Мы имеем возможность продавать гораздо больший объем квот, чем реализовали сейчас. Но их размер определяет покупатель, а не продавец. По всей видимости, японцы ориентировались на собственные финансовые возможности, — сообщил «ДС» г-н Сасюк. — В перспективе мы сможем нарастить продажи. И до 2020 г. используем объем отведенных нам квот более чем на 80%».
Инвестиции в воздух
Одновременно с договором о продаже квот глава Национального агентства экологических инвестиций Украины Игорь Лупальцов и руководитель Организации по разработке новых энергетических и промышленных технологий Японии Сеиджи Мурата завизировали «Руководство для внедрения схемы зеленых инвестиций». Этот документ оговаривает, что деньги, привлеченные от продажи квот, направляются исключительно на финансирование экологически чистых энергосберегающих программ, которые позволят Украине и дальше сокращать выбросы парниковых газов. По информации г-на Лупальцова, на сегодняшний день на разных стадиях готовности находится около 400 проектов, которые можно реализовать за счет привлеченных средств. Кроме того, профильным министерствам (МинЖКХ, Минтопэнерго и Минпромполитики) поручено подготовить портфель конкретных предложений до конца мая.
Иными словами, к моменту поступления денег за выкупленные квоты Киев должен иметь четкий план их расходования. Наименее подготовленным является Минтоп-энерго, у которого пока что нет досконально подготовленных проектов. Как сообщил «ДС» пресс-секретарь ведомства Юрия Продана, министерство займется разработкой инвестиционных предложений как минимум в двух базовых направлениях: снижение выбросов метана в газотранспортной системе Украины с использованием систем спутникового экологического наблюдения и сокращение выбросов вредных веществ отечественными теплоэлектростанциями. Планы МинЖКХ и Минпромполитики выглядят куда более оформленными. Так, по данным «ДС», ведомство Алексея Кучеренко имеет порядка девяти энергосберегающих проектов, готовых к реализации, министерство Владимира Новицкого — 12. Причем подавляющее большинство программ Минпромполитики подготовлены для частных отечественных компаний, среди которых фигурируют «Запорожсталь» Эдуарда Шифрина и Игоря Дворецкого, «Днепроазот» Игоря Коломойского, «Ривнеазот» Дмитрия Фирташа, Северодонецкое объединение «Азот» Алекса Ровта. В свою очередь в инвестиционных проектах МинЖКХ существует пока что только одна программа, в которой заинтересован частный бизнес. Речь идет о ЧП «Техтранссервис» Василия Гуза, с участием которого предлагается воплотить в жизнь проект по сбору и утилизации биогаза на черниговском полигоне твердых бытовых отходов.
Впрочем, при выборе проекта, который будет реализовываться за деньги японцев, последнее слово — за Токио. «Условия расходования средств, полученных от продажи квот, очень жесткие. Во-первых, мы не можем осуществить ни одну программу до тех пор, пока не согласуем ее с Японией. Во-вторых, если деньги используют не по назначению, Украине придется заплатить штраф», — сообщил «ДС» Николай Сасюк. По его словам, четких критериев отбора проектов на сегодняшний день не существует (кроме того, что он должен быть направлен на энергосбережение). Скорее всего, Токио, выбирая проект под финансирование, станет учитывать, будут ли использоваться при его реализации японские технологии и оборудование, а также являются ли предприятия, осваивающие средства, потенциальными конкурентами японским. Учитывая это, вероятнее всего, наиболее расположены в Токио будут к модернизации отечественных теплокоммунэнерго.
"Деловая столица", №12(410) от 23 марта 2009
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1487.html