Хорошие нормы - исчерпывающие нормы. Такой тезис особенно уместен по отношению к судебному процессу, поскольку в данном случае манипуляция положениями закона неизбежно приводит к смещению весов правосудия. Поэтому именно по такому принципу построена система полномочий судов различных инстанций относительно рассмотрения дел. Однако, судя по всему, в данном правовом механизме произошел сбой.
Соответствующие процессуальные кодексы могут содержать не все полномочия судов
Верховный Суд Украины, рассматривая кассационную жалобу одного из субъектов предпринимательства в хозяйственном споре (постановление ВСУ от 13.05.08), пришел к выводу о том, что судами апелляционной и кассационной инстанций были постановлены неправомерные решения. Вместе с тем полностью законным оказалось решение местного хозяйственного суда. Согласно ст. 111-18 ХПК Украины, Верховный Суд Украины по результатам рассмотрения кассационной жалобы, кассационного представления Генерального прокурора Украины на определение или постановление Высшего хозяйственного суда Украины имеет право:
1) оставить постановление или определение без изменений, а жалобу (представление) без удовлетворения;
2) отменить постановление и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции или отменить определение и передать дело на рассмотрение в Высший хозяйственный суд Украины;
3) отменить постановление или определение и прекратить производство по делу.
Надо отметить, что данный перечень полномочий ВСУ, учитывая конструкцию данной нормы, является исчерпывающим. Однако высшая судебная инстанция Украины исходя из положений рассматриваемого судебного решения имеет по этому поводу иное мнение.
Согласно положениям статей 6, 8 Конституции Украины, государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. В Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основании Конституции Украины и должны соответствовать ей. Статьей 39 Закона Украины "О судоустройстве Украины" (далее - Закон) предусмотрено, что высший специализированный суд не только рассматривает в кассационном порядке дела соответствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в случаях, определенных процессуальным законом, но и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
Поэтому Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ не посчитала необходимым направлять дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку это противоречило бы положениям статей 125, 129 Основного Закона, статей 2, 39 Закона относительно определения статуса Верховного Суда Украины и его задач обеспечивать законность в осуществлении правосудия и вызвало бы конституционно недопустимую необходимость отмены законного решения местного хозяйственного суда. Ведь приведенный в ст. 111-18 ХПК Украины перечень последствий рассмотрения кассационной жалобы на постановление Высшего хозяйственного суда Украины не является процессуальным препятствием для оставления в силе Судебной палатой по хозяйственным делам Верховного Суда Украины решения местного хозяйственного суда.
Конечно, о ценностях или негативах тенденций применения прямых конституционных норм в судебном процессе судить еще рано. Можно лишь констатировать, что лед тронулся, и еще неизвестно, к чему это приведет - к наводнению или очищению.
"ЛигаЗакон"
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1563.html