Украина не выполнила большинства обязательств перед ВТО. Вероятно, такая задача и не ставилась
ПОВОД
16 мая исполнился год с момента, как Украина стала полноправным членом ВТО. Несмотря на кризис, многие эксперты (выражающие в большинстве своем официальную позицию Президента либо правительства) считают этот год успешным для нашего государства и принесшим много практической пользы для обеспечения эффективного членства в организации в дальнейшем. Об экономических выгодах и потерях уже сказали многие. Мы же рассмотрим юридическую сторону годичного членства Украины в ВТО: насколько Украина справилась со взятыми на себя обязательствами перед Всемирной торговой организацией.
ФАБУЛА
Отступили сегодня, чтобы выиграть битву завтра?
Итак, вступление в ВТО ознаменовалось принятием ряда важных законов, касающихся упрощения доступа на украинский рынок зарубежных товаров и услуг. Важнейший шаг был сделан 31 мая 2007 года, когда парламент в один день принял 11 законов, сыгравших решающую роль при рассмотрении и одобрении отчета нашего государства Генеральным советом ВТО. Результатом этих действий стала торжественная церемония подписания Протокола о вступлении Украины в ВТО (этому событию посвящен материал "Зайцем в аВТОбус").
Год назад Украина пошла на многое, чтобы стать членом ВТО. Однако теперь от нее ожидают совсем иной позиции - позиции полноправного члена организации
Подписав этот документ, Украина должна была его до 4 июля ратифицировать. Многие скептики не верили в то, что к этой дате все политические силы объединятся, примут недостающие нормативно-правовые акты и передадут в штаб-квартиру ВТО для нотификации. Несмотря на это, 10 апреля 411 народных депутатов проголосовали за Закон Украины "О ратификации Протокола о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию". Вместе с Протоколом Верховная Рада приняла приложения, в которых были определены обязательства Украины перед ВТО, в ответ на что украинский бизнес получил и ряд поблажек (подробнее см. в материале ЛІГА:ЗАКОН "Quid pro quo*").
В итоге 16 мая 2008 года Украина стала полноправным членом ВТО. Тернистый путь к членству сказался на многом: и на сомнительном качестве законодательной базы, и на неготовности отечественного производителя столкнуться лицом к лицу с иностранными конкурентами. Результатом этого стало то, что со дня вступления в ВТО украинская власть практически ни разу не проявила себя такой же дружной, как это было на пути к членству. Мало того, с этого момента парламент забыл почти обо всех обещаниях и взятых на себя обязательствах, прикрываясь то кризисом платежного баланса, то просто кризисом…
Объединились сегодня, чтобы разойтись в разные стороны завтра
3 июня парламент принял Закон "О внесении изменений в Закон Украины "О Таможенном тарифе Украины", которым возобновил до 1 января 2009 года ввозную пошлину в размере 25 % от стоимости легкового автомобиля с объемом двигателя от 1 до 2,2 литра при его ввозе. Президент ветировал принятый акт, потребовав его доработки.
Не дожидаясь реакции парламентариев, Канада, Норвегия, США, Япония и страны ЕС направили обращения в адрес нашего государства, выразив свое беспокойство по поводу задержки внедрения в Украине единого таможенного тарифа. "Достойным" ответом на это послужил уход народных избранников на летние каникулы. В скором же времени по возвращению народных избранников из отпуска, в страну пришел Кризис.
Кризис платежного баланса помешал Украине внедрить единый таможенный тариф, обещанный ВТО
18 ноября на рассмотрение парламента был подан законопроект № 3379, которым предлагалось предусмотреть временную надбавку к ставкам таможенной пошлины на импорт некоторых товаров в случае достижения платежным балансом Украины критического состояния (см. материал "Защита по/от ВТО"). Юристы ЮФ "Астерс" Алексей Яценко и Александр Можейко считают, что данный закон порождает определенные препятствия для импорта отдельных товаров и, скорее всего, должен быть расценен ВТО как мешающий либерализации украинского рынка. Несмотря на предупреждения многих авторитетных экспертов, проект был все-таки принят 23 декабря.
Самое "интересное" заключалось в том, что надбавка в размере 13 % была установлена в отношении товаров, которые почти полностью импортировались из государств, с которыми Украиной были заключены международные договоры о свободной торговле (подробнее см. в материале "Свое - дороже"). 7 марта Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом" вступил в силу. Результатом подобных мер стал разосланный членам ВТО отчет, в котором содержалась информация о влиянии экономического кризиса на состояние мировой торговли, а также о действиях государств-членов, затрагивающих принципы ВТО, в частности о протекционизме. Про украинскую 13%-ную временную надбавку к таможенной пошлине в отчете не забыли. Однако, как и следовало ожидать, надбавка не спасла украинский экспорт. В итоге Кабмин надбавку к ввозной пошлине отменил.
Всё, что важно, не бывает срочно. Всё, что срочно - только суета*.
17 декабря Кабмин утвердил План первоочередных мер относительно выполнения обязательств Украины в рамках членства в ВТО. В этот же день Президент подписал "многострадальный" Закон № 676-VI о повышении ввозного сбора. Парламент все же согласился с предложениями Президента Украины ввести новые ставки сбора по всем товарным позициям. Для товаров, которые импортируются из государств - членов ВТО, был введен режим наибольшего благоприятствования, касающийся пошлин, таможенных сборов, методов взыскания таких пошлин и сборов, правил и формальностей в связи с импортом.
В Плане мер было предусмотрено присоединение в 2009 году к Соглашению о государственных закупках. Этот документ направлен на снятие ряда ограничений на международную торговлю на рынках государственных заказов. Странно на фоне этих планов выглядела апрельская инициатива Минфина поддержать отечественного производителя путем запрета участвовать в тендерах иностранным компаниям. Согласно изменениям, предложенным Министерством в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, нерезиденты могли быть допущены как исключение и лишь в том случае, если реализуемая ими продукция не имеет украинских аналогов.
В конце 2008 года Кабмин дал всем задание - выполнить наконец обязательства Украины перед ВТО
В этом же Плане мер Кабмин дал задачу многим госорганам практически реализовать все обещания, данные Украиной перед ВТО. Например, исключить из утвержденного приказом Госпотребстандарта перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, продукты питания. Неясно только, почему об этом Госпотребстандарт должен задуматься только сейчас, учитывая то, что это были требования законов "О безопасности и качестве пищевых продуктов" и "О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции".
Из всего вышесказанного следует логичный вывод: Украина ставила перед собой задачу вступить в ВТО и не более. Как указал председатель Национальной правовой палаты, народный депутат Украины IV созыва Владимир Гошовский, Украина продемонстрировала большое желание быть членом ВТО и многое для этого сделала, однако сегодня следует уже занять другую позицию - позицию полноправного члена ВТО. Остаются сложности с реализацией государственной политики по защите национальных предприятий. "Опыт годичной работы в системе требований и условий ВТО сейчас требует более широкой адаптации законодательства в сфере стандартизации и регулирования стандартов", - отметил для ЛІГА:ЗАКОН Владимир Гошовский.
Сергей Лысов, генеральный директор консалтинговой компании "Бизнес группа Сергея Лысова", поведал корреспонденту ЛІГА:ЗАКОН, что вопрос о том, выполнила ли Украина свои обязательства перед ВТО, вообще на повестке дня стоять не должен, поскольку, к сожалению, юридическая сторона часто имеет чисто формальное значение. "На мой взгляд, для Украины год в ВТО - это вопрос политический. То есть этот вопрос должен звучать так: насколько выгодным для нас было участие в этой организации? А не выполнили ли мы свои обязательства перед ней?" - резюмировал эксперт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВТО - это организация, стоящая на страже прав экспортера, однако состояние украинского экспорта оставляет желать лучшего. Вопрос о том, нужно ли Украине было становиться членом ВТО в 2008 году, наверное, до сих пор не закрыт. ВТО - это экономическая организация, а не оружие политической игры. Кроме того, как указали в разговоре с корреспондентом ЛІГА:ЗАКОН юристы Яценко и Можейко, несмотря на вступление Украины в ВТО, наша страна пока даже не использует инструменты по рассмотрению споров в рамках органа по урегулированию споров ВТО. С другой стороны, хорошо, что и в отношении Украины не инициировано рассмотрение дел в этом органе и Украина пока не выступала ни ответчиком, ни третьим лицом. Но это пока... Год Украины в ВТО - это урок, который есть смысл проанализировать и осознать, поняв, что невозможно всю жизнь жить только обещаниями.
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1594.html