МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ НА НЕДРАХ

Около полутора тысяч заявок под сукном, простои в сфере добычи, колоссальные потери Госбюджета — это результат шестимесячной отсрочки введения нового порядка выдачи специальных разрешений на пользование природными недрами. Наконец, в середине июня Кабмин «выдал» документ, но с изменениями, благоприятными для развития… спекуляции и коррупции.

Порядок выдачи спецразрешений на пользование недрами на территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны принимается каждый год. На протяжении периода Независимости эта тема в Украине интересовала лишь специалистов, своим вниманием ее обходили даже СМИ. Сугубо профессиональный документ не имел никаких шансов стать информационным поводом для новостей. Однако с темой пользования недрами может случиться то же, что и с закупками газа. Только самые дремучие не слышали об условиях кабального украинско-российского контракта. Недаром уже звучат предложения ввести национальный праздник — День расчетов за российский газ.

Что касается Порядка выдачи специальных разрешений на пользование недрами, то все предыдущие годы он также не вызывал особого ажиотажа. Новый срок пришелся на 1 января 2009 года, но документ в январе не появился. Напрасно его ожидали зимой и даже весной…

Пока Кабмин тянул резину, в сфере недропользования ожидание сменилось недоумением, а затем и возмущением. Ведь Порядок являлся инструкцией к действию, без него Государственная геологическая служба не рассматривала заявки на выдачу лицензий на проведение разведки, а из-за этого начали сужаться сведения о минерально-сырьевой базе. Копилка природопользования начала резко сокращаться. Всего за полгода в Украине катастрофически упали объемы добычи полезных ископаемых, в том числе энергетических ресурсов.

В первый месяц 2009 года показатели извлечения нефти и газового конденсата упали на 7 % по сравнению с результатами января прошлого года. Все последующие месяцы украинские предприятия продолжали снижать добычу этих углеводородов.

Мы получили очередной пассаж: имея собственные запасы газа, Украина сократила газодобычу и в то же время закупает строго фиксированные объемы российского голубого топлива, да еще превышающие потребности страны. Порядок предоставления специальных разрешений появился лишь после того, когда грянул гром с президентского Олимпа. Виктор Ющенко в обращении к премьер-министру Юлии Тимошенко настоятельно обращал внимание на «необходимость решить данную проблему». Новый порядок был утвержден 17 июня 2009 года и своим содержанием шокировал большинство представителей сферы недропользования.

Прежде всего абсолютно не учитывались интересы частных компаний. Страна, позиционирующая себя государством с рыночной экономикой, «забыла» о такой составляющей рынка, как частный бизнес. Меж тем именно частные инвесторы уже вложили немалые средства в разведку недр и создали необходимую инфраструктуру в местах будущей добычи. Это художественная литература рисует романтический образ одинокого геологоразведчика с отбойным молотком в руке, большую часть своей жизни проводящего в палатке под открытым небом. Современная геологоразведка — это мощная техника, строительство дорог, целых городков, трубопроводов и так далее. Начиная с 1990-х годов, когда у государства не хватало средств на зарплату бюджетникам, данную затратную сферу «поднял» именно частный бизнес. Именно его теперь выдавливают из отрасли «новым порядком».

При этом нарушаются основные положения кодекса Украины «О недрах», в котором прописаны взаимоотношения государства и частного бизнеса в данной сфере. Возникает юридическая коллизия, когда инструкция Кабмина игнорирует то, что разрешено законом. В результате вместо новых разведанных месторождений мы рискуем получить массу судебных разбирательств.

Впрочем, новое постановление грешит не только юридической неграмотностью. Дискриминация по отношению к частным компаниям проходит красной нитью по всему документу. Небезынтересные трансформации произошли с пунктами Положения, касающимися уже непосредственно добычи. Прежде преимущественным правом на проведение добычи в новых месторождениях наделялись те компании, которые провели здесь геологоразведку, создали инфраструктуру, словом, полностью наладили подготовительную работу.

По новым правилам отныне в течение всех последующих пяти лет «лицензии» будут выдаваться через аукционы, а без проведения аукциона только государственным компаниям, или же таким, что частично прошли процедуру приватизации. Такое нововведение, во-первых, выдавливает из отрасли частный бизнес, который, как мы уже говорили, сделал очень много для сохранения и развития сферы. А во-вторых, дает право говорить об искусственном создании спекулятивного «рынка лицензий». Как это уже происходит с компанией «Нефтегаз».

Дело в том, что государственные компании не имеют достаточных средств на весь комплекс работ. Получив лицензию, они будут вынуждены привлечь инвестора или же перепродать разрешение на добычу. Однако и тут сталкиваемся с законодательными трудностями: новый Порядок делает невозможным создание предприятий совместной деятельности. Получается, этот документ затягивает отрасль в бумажно-денежный круговорот — вместо реальной добычи мы рискуем получить очередной мыльный пузырь.

Кроме того, данный механизм открывает широкие возможности чиновникам, контролирующим раздачу лицензий на добычу. Коррупционные схемы заложены уже в п. 8 Положения, оговаривающем обстоятельства, при которых разрешения на пользование недрами могут предоставляться и без аукциона! Кстати, речь идет также о приоритетном праве на расширение площади объектов за счет близлежащих территорий.

Так открытый аукцион подменяется согласованием с Кабмином. Как известно, для злоупотреблений самым благоприятным является режим «закрытых дверей». В то же время эксперты сферы недропользования в один голос заявляют: даже открытый аукцион не выход в сложившейся ситуации. Ведь на аукционе борьба идёт на уровне финансовых портфелей компаний, и преимущество имеет та, которая сможет больше средств выделить на покупку самого специального разрешения. Эксперты настаивают на том, что необходимо проводить конкурсы инвесторов, где помимо финансовых возможностей компании будет также учитываться инвестиционная программа.

Предоставляя карт-бланш чиновничьим кланам, мы рискуем потерять всю отрасль. Однако исправить ситуацию еще можно, создав единый документ, который сведет к общему знаменателю юридические нормы и инструкции. Таким образом мы сможем определить правила честной игры на ближайшие пять лет.

Илона Сторожук, "Социалистическая Харьковщина"


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1728.html

 - .  Rambler's Top100