Кабмин поделит деньги сам. Правительство закрепило за собой неограниченные возможности ручного управления государственными финансами

 Госгарантии в 2010 г., млн грн.

15 сентября, как того требует Бюджетный кодекс, в парламенте был зарегистрирован проект главной финансовой сметы страны на 2010 г. Согласно этому документу Кабмин сможет не только самостоятельно устанавливать размеры финансирования расходных статей, но и определять объемы заимствований. Чтобы обеспечить «народную поддержку» бюджетного законопроекта, команда Юлии Тимошенко заложила в него ряд подачек для регионов, потенциального электората и политических союзников. Причем даже отказ парламента голосовать за плоды творчества правительственных финансистов не сможет помешать премьеру реализовать свои бюджетные планы.

Любимчики Тимошенко

Проект бюджета на будущий год не предусматривает ощутимого повышения социальных стандартов. «Мы обеспечиваем их на уровне нынешнего года, предусматривая увеличение на размер прогнозируемой инфляции», — пояснил и. о. министра финансов Игорь Уманский. За год прожиточный минимум вырастет на 61 грн. (с 626 грн. на конец 2009 г. до 687 грн. с 1 декабря 2010 г.), минимальная заработная плата — на 109 грн. (на конец 2009 г. она составит 669 грн., с 1 декабря будущего года увеличится до 778 грн.). Даже такое незначительное повышение обойдется госказне в 22 млрд грн. Впервые в госбюджете-2010 заложены минимальные размеры почасовой заработной платы: с 1 января за каждый отработанный час работодатель должен будет заплатить своим сотрудникам 4,08 грн. (за год его стоимость вырастет до 4,66 грн.). Эта новация отображает требования недавно принятого закона о почасовой оплате труда и, как пояснил заместитель министра финансов Владимир Матвийчук, призвана защитить права граждан, для которых установлена неполная рабочая неделя или сокращенный рабочий день. Но вряд ли такая обязаловка заставит работодателей изменить свои финансовые взаимоотношения с персоналом: если получаемые наемными работниками зарплаты не будут вписываться в оговоренные рамки, их попросту уволят, в лучшем случае — переведут на зарплаты в «конвертах».

Явной показухой выглядят и другие бюджетные нормы, оговаривающие повышение выплат для отдельных категорий граждан. В соответствии с документом в 2010 г. преподавателям школ, ПТУ и колледжей будет выплачиваться 15-процентная надбавка к окладу (всего на это потратят 2,1 млрд грн.), для врачей и остального медперсонала прибавка к жалованью составит от 10 до 30% (2,7 млрд грн.); библиотекари и специалисты сельских клубов смогут получить единоразовую выплату в размере одного оклада на оздоровление и еще одного — на решение социально-бытовых вопросов (393,6 млн грн.). Однако реализация всех этих социальных инициатив может быть немедленно свернута по решению правительства. Ст. 73 бюджетного законопроекта наделяет Кабмин правом устанавливать в абсолютных суммах размеры социальных выплат, зависящих от минимальной зарплаты. Иными словами, если доходы казны не позволят одарить всех зарплатными надбавками, о них просто забудут.

В некоторых случаях заискивания перед электоратом вообще противоречат здравому смыслу. В первую очередь это касается предусмотренной правительством широкомасштабной поддержки угольной отрасли. Во-первых, непосредственно из бюджета на шахты уйдет 12,6 млрд грн. Во-вторых, угле- и торфодобывающие предприятия на строительство, модернизацию и капремонт шахтного оборудования смогут привлечь под государственные гарантии кредиты на общую сумму 6,5 млрд грн. В-третьих, еще 6,83 млрд пойдет на частичное покрытие разницы между рыночной ценой угля и себестоимостью его добычи, удешевление кредитов и финансирование инвестиционных проектов в отрасли. В-четвертых, Пенсионный фонд спишет государственным шахтам долги на 2,5 млрд грн. Погашаемая же ими задолженность по НДС и налогу на прибыль (всего около 1 млрд) будет возвращена из госбюджета в виде компенсации на частичное покрытие расходов по себестоимости угля и на погашение просроченных долгов за потребленную электроэнергию. В итоге, по оценкам экономистов, на каждую гривню, заработанную отраслью в 2010 г., придется две гривни дотаций.

Кому достанутся 27 млрд? Расходы Стабфонда в 2009-2010 гг., млн грн.

Как и в текущем году, в проекте сметы на 2010 г. предусматривается Стабилизационный фонд, сумма расходов которого составит 26,7 млрд грн., что почти на 7 млрд больше, чем в 2009 г. Его намерены наполнять за счет приватизации (более 10 млрд грн.) и заемных средств (выпуск ОВГЗ на сумму свыше 9,7 млрд грн.). Новинкой является перечисление в Стабфонд части налога на прибыль и НДС (порядка 6,8 млрд грн.).

Интересны и новые условия выделения денег из стабилизационной копилки. В 2010 г., как предполагает проект госбюджета, получатель средств должен будет либо возвратить их, либо поделиться с государством корпоративными правами. Александр Кириченко, главный научный консультант Института законодательства Верховной Рады, предполагает, что такая схема — основа для нового витка перераспределения собственности. «Не исключено, что компания в качестве стабилизационного финансирования получит ОВГЗ и уже затем вынуждена будет самостоятельно их продавать. В обмен же государство обретет часть ее корпоративных прав. Таким образом, в чиновничьих кабинетах будут делить частные компании», — предполагает г-н Кириченко. В действительности же подобный сценарий развития событий маловероятен, поскольку бюджетный законопроект не обязывает получателей средств Стабфонда предоставлять гарантии, обеспечивающие их возврат.

В полтора раза (до 1 млрд грн.) уменьшены расходы фонда на развитие регионов. К тому же, в отличие от бюджетного закона на текущий год, проект финансовой сметы на 2010 г. не оговаривает конкретных городов и областей, которые получат бюджетное финансирование. И суммы, и получателей определит своими постановлениями правительство. Тем интереснее будут подковерные игры за освоение этих средств. Непаханое поле для коррупции — 300 млн грн., предусмотренные на региональные инвестиционные инновационные программы, а также 600 млн на капитальные расходы бюджетных учреждений и 1 млрд — на финансовую поддержку промышленности.

Стоит отметить, что перечень расходов Стабфонда был составлен явно не без помощи лоббистов. 400 млн грн. пойдут на космические программы для КБ «Южное» и завода «Южмаш» (еще на 120 млн грн. космические предприятия получат налоговых преференций). На покупку автомобилей для инвалидов предлагается выделить 95 млн грн., которые успешно перекочуют компании «УкрАвто» и ее бессменному почетному президенту бютовцу Тариэлу Васадзе, поскольку для нужд инвалидов закупаются автомобили «Славута» производства ЗАЗ. Отдельный поклон сделан в сторону коммунистов, чтобы привлечь их в союзники по бюджетному голосованию. На строительство дорог противопожарного назначения, оснащение пожарной техникой лесных хозяйств предполагается выделить 30 млн грн., которые будут осваиваться через Госкомитет лесного хозяйства. Напомним, что нынешним летом его возглавил бывший депутат от КПУ Николай Тимошенко.

Но поскольку, как и в текущем году, источники наполнения фонда достаточно сомнительны, на выполнение всех программ денег может не хватить. Соответственно, приоритеты, как и сейчас, будут устанавливать на Грушевского.

Регионы получат свое

Самые масштабные пертурбации ожидают межбюджетные отношения. Новая редакция Бюджетного кодекса, предусматривавшего перераспределение налоговых поступлений между центром и регионами, а также прямую верстку сельских и поселковых бюджетов, ветирована Президентом. Однако это не помешало Юлии Тимошенко использовать его нормы при подготовке финансовой сметы 2010 г. Затравкой к услаждению региональных элит станут 700 млн грн. на увеличение штатов местных советов в селах, поселках и городах районного значения и 1,6 млрд — на увеличение расходов на коммунальные услуги. Кроме того, все кассовые разрывы, образовавшиеся из-за неточности подсчетов доходов и расходов, будут покрыты из ресурсов Стабфонда. В случае недопоступлений налогов в местную казну Кабмин обещает предоставлять среднесрочные займы.

По оценкам Минфина, в проекте бюджета на 2010 г. финансовый ресурс регионов увеличен на 12,2 млрд грн. Впервые в местных бюджетах будут оставаться поступления от сбора за специальное водопользование (плюс 705,3 млн грн.), платы за лицензии и сертификаты (351,6 млн), в том числе и на производство, экспорт-импорт и торговлю спиртами, алкоголем и табаком, а также админштрафы, концессионные платежи на объекты коммунальной собственности. Также в доходы местным властям нужно записать поступления от сбора за загрязнение окружающей среды (843 млн грн., до сих пор оставалось 70% этого платежа) и 50% — за недропользование (433,1 млн, ранее 100% перечислялось в госказну). В полном объеме на местах будет оставаться плата за землю (до 2 млрд грн.) и транспортный сбор (514,7 млн), а также 10% от налога на прибыль (плюс 1,6 млрд).

Однако вместе с дополнительным финансовым ресурсом местные власти получают и дополнительные обязанности. Села, поселки и города будут содержать за счет собственных средств дошкольные учреждения и пожарную охрану. Районы и города областного значения — еще и амбулаторно-поликлиническую помощь, центры социальной реабилитации и зоопарки. Областные бюджеты возьмут на себя выплаты чернобыльских компенсаций, транспортные возмещения инвалидам, оплату похорон участников боевых действий и некоторые другие соцрасходы. В целом субвенция на реализацию госпрограмм социальной защиты населения составит более 25,7 млрд грн.

Помпезно презентовав бюджетный законопроект, Юлия Тимошенко не надеется на его поддержку парламентом и Президентом. А потому уже успела сообщить: если финансовая смета 2010 г. принята не будет, Кабмин профинансирует расходы в предусмотренных этим документом объемах собственными постановлениями. И это не пустые обещания. В бюджете-2009 правительство дальновидно протолкнуло нормы, позволяющие делить государственные финансы в ручном режиме.

 Алексей Набожняк, "Деловая столица"


Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1770.html

 - .  Rambler's Top100