Украина стремится стать полноправным участником Европейского сообщества, поэтому основы функционирования рынка природного газа нашей страны должны быть максимально приближены к условиям и правилам, действующим в ЕС. Принятие законопроекта "Об основах функционирования рынка природного газа" будет означать имплементацию европейского газового законодательства в украинское. Такое мнение выразили участники "Делового форума газовых трейдеров Украины".
Весной 2009 г. Евросоюз одобрил план по либерализации энергетического рынка, т.н. "третий пакет". Согласно этому документу, каждая компания, владеющая энергетическими сетями и продающая газ или электроэнергию, должна будет выбрать один из трех вариантов дальнейшего существования.
Первый предполагает разделение двух видов бизнеса и продажу одного из них. Во втором случае разделения можно избежать, однако руководить энергетической сетью должен независимый оператор. Третий вариант предполагает сохранение вертикально интегрированных структур при условии, что они будут следовать специальным правилам по независимому управлению разными видами бизнеса. На внедрение этих правил европейским странам предоставляется три с половиной года.
Поскольку Украина стремится войти в Европейское сообщество, основы функционирования рынка природного газа Украины должны быть максимально приближены к условиям и правилам, действующим в ЕС.
КМ 14.10.09 г. одобрил законопроект "Об основах функционирования рынка природного газа", определяющий его правовые, экономические и организационные основы. Прежде всего, законопроект предполагает ликвидацию монопольного положения на рынке природного газа, внедрение полноценного и конкурентного внутреннего рынка и недискриминационный доступ к газотранспортным сетям.
По мнению экспертов, принимавших участие в "Деловом форуме газовых трейдеров Украины", проведение эффективной реформы и последующее стабильное развитие газовой отрасли нуждается в гармонизации интересов поставщиков и потребителей. Учитывая необходимость финансирования долгосрочных инвестиционных проектов в отрасли как по разработке новых нефтегазовых месторождений, так и по модернизации ГТС, особое внимание, по мнению газотрейдеров, следует акцентировать на долгосрочных интересах поставщиков и потребителей. "Прозрачные, понятные всем участникам условия работы на рынке дают преимущество, которое можно охарактеризовать одним словом — стабильность", — заявил президент Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Роман Сторожев.
Р.Сторожев отметил, что законопроект впервые дает определение, кто может быть собственником природного газа в Украине. Это физические или юридические лица независимо от формы собственности или подчинения, которым принадлежит природный газ на праве собственности. Кроме того, право собственности может возникать на основе договоров о совместной деятельности. Законопроектом также впервые определено понятие "рынок природного газа" и выписаны условия разделения видов бизнеса в газовой сфере.
Предусматривается отделение функций транспортировки и распределения природного газа, регламентируются права и обязанности субъектов этой деятельности. Например, на поставщиков будет возлагаться обязанность размещать информацию о ценах на природный газ и тарифах на его распределение, транспортировку и поставки на их официальных сайтах и в региональных СМИ. Отдельно определяются заказчики, которые на основании договоров заказывают услуги по транспортировке и распределению природного газа потребителям, его транзиту по территории Украины или хранению в ПХГ.
Рынок природного газа будет функционировать на основе свободного выбора поставщиков, торговли природным газом, в том числе на аукционах, биржах, а также путем проведения тендеров. Вместе с тем, законопроект регламентирует основы государственного управления, регулирования и контроля.
Как отметил председатель Национальной правовой палаты Владимир Гошовский, прежде всего необходимо определить роль и место государства, которое на сегодняшний день сконцентрировало у себя опасно большое количество функций на газовом рынке. С одной стороны, государство выступает как собственник 100% акций НАК "Нефтегаз Украины", с другой — как его кредитор, помогающий решать долговые вопросы либо за счет эмиссии НБУ, либо путем указаний госбанкам о прямом кредитовании заключенных "Нефтегазом" договоров.
Одновременно государство является должником "Нефтегаза", поскольку около 40-50% задолженности за потребленный газ приходится на госсектор экономики и на бюджетные учреждения и организации. Государство также является контролером и ревизором "Нефтегаза", находящегося под постоянным контролем всех уполномоченных органов — от СБУ и МВД до ГНАУ и ГлавКРУ. И, наконец, государство выступает регулятором рынка и определяет "правила игры". По мнению В.Гошовского, все это не позволяет эффективно управлять НАК "Нефтегаз Украины".
Адвокат Национальной правовой палаты Анна Самойленко полагает, что процесс присоединения Украины к европейскому энергетическому сообществу, имплементации законодательства не будет быстрым и легким. По ее мнению, украинское законодательство нуждается в комплексной и эффективной унификации. В этом контексте уместно проанализировать соотношение вышеупомянутого законопроекта с существующими законами — "О нефти и газе", "О трубопроводном транспорте", "О естественных монополиях". Первая же коллизия выявляется при рассмотрении ст.1 Закона Украины "О нефти и газе" и ст.1 законопроекта "Об основах функционирования рынка природного газа" — в существенном различии формулировок по определению Единой газотранспортной системы. И таких "неувязок" довольно много, — считает А.Самойленко.
Эксперт Российского газового общества Анатолий Рабинович поделился опытом функционирования электронной торговой площадки по продаже природного газа в России. В сентябре 2006 г. было принято постановление Правительства РФ, согласно которому разрешалась продажа определенных объемов природного газа на свободном рынке. Торги были организованы на электронной торговой площадке дочерней структуры "Газпрома" — ООО "Межрегионгаз". С ноября 2006 г. по декабрь 2008 г. объем продаж природного газа составил около 13 млрд куб м, количество продавцов — 14, покупателей — 59, заключенных сделок — 3120.
Согласно постановлению, в 2007 г. "Газпром" имел право продать 12.5 млрд куб м газа, фактически было продано только 7.5 млрд куб м (т.е. около 60% от согласованного уровня), в 2008 г. — соответственно 7.5 и 3.1 млрд куб м. Независимые производители в 2007 г. имели право продать 11 млрд куб м, фактически реализовали 5.8 млрд куб м, в 2008 г. — соответственно 6.5 и 3.0 млрд куб м.
По словам А.Рабиновича, "Газпром" не "дотянул" до согласованного с правительством уровня, во-первых, по причине ограничения продажи газа в феврале-марте 2008 г. из-за его дефицита, вызванного перерасходом в январе населением и энергетиками. Во-вторых, в период с апреля по декабрь, напротив, спрос на газ на свободном рынке почти отсутствовал, все потребности обеспечивались по долгосрочным контрактам.
Что касается независимых производителей, они продали меньше согласованных объемов газа по другим причинам. Во-первых, "независимые" имеют большие возможности для продажи газа вне площадки в субъектах РФ. Например, компания "Итера" в некоторых регионах может продавать газ, минуя и электронную торговую площадку, и отношения с "Газпромом". Во-вторых, "независимые" могут достаточно оперативно, без затрат, менять своих потребителей.
"Но только сейчас мы приступаем к тому, чтобы организовать биржевую торговлю природным газом", — отметил А.Рабинович. Он объяснил различия между электронной торговой площадкой и биржей: в первом случае продаются физические объемы природного газа, т.е. покупателями являются его реальные потребители. А на бирже идет торговля фьючерсными контрактами, поэтому среди покупателей могут быть многочисленные биржевые посредники, которым непосредственно газ и не нужен (например, коммерческие банки).
А.Рабинович отметил, что в 2009 г. торги не проводились, и на протяжении года обсуждается новая редакция правительственного постановления. "Это долгое обсуждение говорит о том, что очень сложно договориться, по каким правилам торговать, какие объемы продавать по спотовым контрактам на электронной площадке, а какие по фьючерсным контрактам на бирже. Мы надеемся, что до конца года будет принято новое постановление, которое позволит не в режиме эксперимента, а на постоянной основе осуществлять торги", — сказал российский эксперт.
Практика российских коллег может пригодиться и в Украине. "Лучше всего начинать с электронной торговли, а потом переходить на биржевую", — отметил А.Рабинович. Также очень важно было создать оперативную систему поставок газа и его оплаты, адекватную по оперативности изменениям в режимах потребления. Финансовый и бухгалтерский учет сделок "проведен" через весь "Газпром" и его региональные "дочки", на что потребовалось много времени. По мнению эксперта, в Украине тоже придется этим заниматься перед введением реальных торгов, и начинать взаимодействие участников рынка, приобретать опыт лучше уже сейчас.
В целом, по мнению участников Делового форума, проект закона "Об основах функционирования рынка природного газа" является достаточно прогрессивным с точки зрения внедрения конкурентных основ в газовой сфере. Однако для его принятия потребуется внесение изменений и дополнений во множество законов и подзаконных нормативно-правовых актов. По мнению экспертов, весь этот процесс должен происходить открыто и прозрачно, а не на закрытых заседаниях в кабинетах чиновников. В первую очередь, необходимо создать рабочую группу с непосредственным участием "игроков" рынка.
Оксана ЛИВЕНЬ
Журнал "Энергобизнес", №44 (629), 10 ноября 2009 г.
www.e-b.com.ua
www.uaenergy.com
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1817.html