Новые лицензионные требования запретили облгазам заниматься поставкой газа, зато уточнили понятие потребителя
НКРЭ может утратить контроль над операциями купли-продажи газа между газотрейдерами
На рынке газа наметились перемены: новые требования, новые ограничения, новые возможности. Несмотря на то, что эксперты характеризуют их весьма положительно, многим субъектам газовой отрасли будет над чем поработать, да и потребителям не помешает узнать о новых правилах игры на газовом рынке.
ФАБУЛА
Предприятия газовой отрасли столкнулись с новшеством: изменены Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по хранению природного газа; транспортировке природного и нефтяного газа магистральными трубопроводами; распределению природного и нефтяного газа; поставке природного газа по регулируемому тарифу и поставке природного газа по нерегулируемому тарифу (постановления НКРЭ от 13.10 2010 №№ 8, 9, 10, 11, 12). ЛІГА:ЗАКОН решила озвучить главные пункты постановлений и разобраться, как эти перемены отразятся на субъектах рынка газа и их контрагентах.
О лицензиатах и потребителях
В первую очередь надо обратить внимание на уточнение понятия потребителя перечисленных выше видов услуг (подробнее об этом можно прочесть в комментарии руководителя Национальной правовой палаты Владимира Гошовского). Изменение определения потребителя - не столько дань порядку и точности, сколько основание для корректировки отношений с контрагентами.
Президент Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Роман Сторожев так прокомментировал новшества: "Более подробно прописано понятие конечного потребителя газа, поставляемого по нерегулируемому тарифу. Таким образом, деятельность по продаже природного газа, не связанная с поставками конечному потребителю, не является лицензируемым видом деятельности. И на нее распространяются правила и законодательство оптовой торговли энергоносителями. По логике вещей, в ситуации, когда трейдер продает природный газ трейдеру, он не обязан отчитываться перед НКРЭ. Хотя в формах отчетности, утвержденных НКРЭ, есть позиции относительно ситуации, когда газ продается трейдерам. В данный момент трейдеры предоставляют такую информацию. Однако если исходить из логики принятых изменений, то в общем-то это есть нелицензионный вид деятельности, и в общем-то его необязательно включать в отчетность. Однако по этому вопросу лучше обратиться за разъяснениями к самой НКРЭ".
НКРЭ в качестве лицензионного условия обязала субъектов, занимающихся транспортировкой и распределением газа (т.е. облгазы) заключать договоры с потребителями о транспортировке газа распределительными трубопроводами, а также договоры купли-продажи газа на производственно-технологические нужды с собственниками газа.
О страховом резерве
Газохранителям запрещено закупать газ для формирования страхового резерва, только для своих нужд. Страховой резерв в натуральной форме (и никак иначе) смогут создавать исключительно поставщики газа.
Хочется обратить внимание, что Роман Сторожев на сегодняшний день не видит смысла в формировании резерва в денежной форме: "Практика формирования страхового запаса в денежной форме на так называемых специальных счетах не применялась в Украине. Практически все трейдеры формировали страховой запас в натуральной форме, то есть в виде природного газа. Почему запрещают в денежной форме? Вероятно, потому, что НАК не продает независимым поставщикам природный газ. Поэтому даже исходя из того, что у вас есть запас в денежной форме, вы не сможете купить недостающие объемы у НАКа, потому что он просто не продает газ трейдеру. Исходя из этого, нет смысла вводить такой способ формирования страхового запаса".
О новых обязанностях и ограничениях
Комиссия уточнила, что лицензиатам в обязательном порядке придется уведомлять НКРЭ об изменениях, внесенных в документы, предоставленные при получении лицензии. Единственный нюанс - не определен срок уведомления.
Изменение территории осуществления хоздеятельности распределителями и поставщиками газа по регулируемому тарифу также не будет оставаться незамеченным. В случае смены дислокации надо будет подавать НКРЭ следующие документы:
- надлежащим образом удостоверенные копии документов, подтверждающих право собственности или пользования трубопроводами и сооружениями на них, необходимыми для осуществления определенного вида деятельности;
- перечень трубопроводов, пребывающих в собственности или пользовании лицензиата, их техническую характеристику и информацию о годовых объемах транспортировки газа;
- схему трубопроводов, нанесенную на графическую карту местности;
- сведения о материально-технической базе, необходимой для предоставления соответствующих услуг;
- надлежащим образом удостоверенные копии актов и схем разграничения участков обслуживания между хозсубъектами, чьи трубопроводы соединены между собой;
- перечень приборов учета (с указанием мест их расположения на территории хоздеятельности) по распределению газа между лицензиатом по распределению и лицензиатом по транспортировке газа магистральными трубопроводами и/или по распределению газа;
- для поставщиков: копию утвержденного местной администрацией плана газификации населенных пунктов, размещенных на территории транспортировки газа распределительными трубопроводами (при наличии).
Но самое интересное в том, что произошли некоторые изменения и в части возможностей. В частности, газохранителям и транспортировщикам запретили заниматься поставкой газа. Как отметил Роман Сторожев, "облгазы больше не могут поставлять природный газ промышленным потребителям по лицензиям по регулируемому тарифу. То есть эта категория потребителей больше не входит в лицензионные условия" (подробнее комментарий эксперта можно прочесть в "Экспертном мнении").
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Президент Ассоциации "Газовые трейдеры Украины" Роман Сторожев так прокомментировал возможные последствия нововведений: "Что касается последствий изменений условий для лицензиатов и их контрагентов, то по лицензиям по регулируемому тарифу выигрывает конечный потребитель, поскольку поставки этому потребителю переходят от облгаза к "Нафтогазмережам", которые продают газ по установленной цене по прайсу НАК "Нефтегаз Украины" без каких-либо наценок. Поэтому получается, что мелкая промышленность и мелкие потребители могут получать газ по такой же цене, как и крупный потребитель. Кроме того, что касается поставок природного газа облгазами, то сложившаяся ситуация будет означать разделение видов бизнеса, так как облгазы занимаются и поставкой, и транспортировкой. А эти виды бизнеса необходимо разделять, чтобы не было злоупотребления на уровне использования мощностей, которые они будут обслуживать.
Что касается нерегулируемого тарифа, то предельная цена, предусмотренная постановлением НКРЭ, ставит в неравные неконкурентные условия лицензиатов по нерегулируемому тарифу. Получается такая ситуация: НАК "Нефтегаз Украины" получает газ на границе, далее считает свои затраты, норму прибыли. Исходя из этого, рассчитывается прайс продажи природного газа, который НАК передает на утверждение НКРЭ. НКРЭ принимает этот прайс и принимает его как граничную цену. При этом компания НАК "Нефтегаз Украины" продает 93-95 % всего природного газа. Таким образом, мы имеем следующую ситуацию, когда добывающие компании, понимая, что есть такая цена, начинают подтягиваться под эту цену. Трейдерам нельзя продавать газ потребителям выше, чем предельная цена. В итоге мы имеем ситуацию, когда нет дисконта, нет заработка для трейдеров. Поэтому мы считаем, что нужно рассчитать цену выше от цены НАК "Нефтегаз Украины" примерно на 100 грн., включая НДС, чтобы торговая наценка была 3%. Это необходимо, чтобы исключить все возможные злоупотребления, и тогда будет понятно, за что могут работать трейдеры, которые, как правило, кредитуют промышленные предприятия при поставках природного газа за счет отсрочки платежей. Трейдер имеет кредитные затраты, расходы на зарплату, амортизацию, плату в основные фонды, арендные платежи и так далее - и на сегодняшний момент это все неоткуда брать".
Руководитель Национальной правовой палаты Владимир Гошовский так охарактеризовал главные новшества документов: "Відносно короткої характеристики змін, внесених даними Ліцензійними умовами, хочу зауважити, що основні зміни стосуються визначень споживачів природного газу, прав і обов'язків ліцензіатів та звітності НКРЕ.
Ліцензійні умови провадження господарської діяльності з постачання природного газу за нерегульованим тарифом, затверджені постановою НКРЕ від 13.01.2010 № 10, містять чітке визначення договору на постачання газу та споживача природного газу. Під споживачем відтепер розуміють юридичну особу або фізичну особу - підприємця, яка отримує газ відповідно до договору про постачання газу та використовує його на власне споживання як паливо, сировину та/або на виробничо-технологічні потреби (аналогичное определение содержится в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по хранению природного газа - ЛІГА:ЗАКОН). Попередня постанова НКРЕ від 25.08.2005 № 694 містила лише нечітке посилання на те, що споживач отримує газ відповідно до договору. Тобто відповідно до постанови від 13.01.2010 № 10 діяльність юридичних осіб, що здійснюють купівлю-продаж природного газу, яка не пов'язана із його власним споживанням, не є ліцензійним видом діяльності.
Ліцензійні умови провадження господарської діяльності з постачання природного газу за регульованим тарифом, затверджені постановою НКРЕ від 13.01.2010 № 11 визначають споживача газу таким чином, ним є юридична особа (релігійна організація (крім обсягів, що використовуються для виробничо-комерційної діяльності), установа/організація, що фінансується з державного/місцевого бюджету) або фізична особа (населення), яка отримує газ відповідно до договору про постачання газу та використовує його на власне споживання. Таким чином, відтепер постачання природного газу за регульованим тарифом здійснюється виключно для юридичних осіб, які фінансуються з державного (місцевого) бюджету та населення України.
Ліцензійні умови провадження господарської діяльності з розподілу природного і нафтового газу, затверджені постановою НКРЕ від 13.01.2010 № 12 під споживачем газу визначають юридичну особу, фізичну особу - підприємця або фізичну особу (населення), яка отримує природний газ відповідно до договору постачання природного газу та використовує його на власне споживання як паливо, сировину та/або на виробничо-технологічні потреби. Також відтепер провадження господарської діяльності з розподілу газу можливе при наявності договорів купівлі-продажу газу (контрактів) на виробничо-технологічні потреби з власниками газу та договорів про транспортування газу розподільними трубопроводами із споживачами згідно з вимогами чинного законодавства України.
Таким чином, у нашій країні починають формуватись відповідні умови для створення модернізованого ринку газу".
Владимир Гошовский солидарен с г-ном Сторожевым в вопросе о предельном уровне цены на газ: "Із негативного слід відмітити, що постанова від 13.01.2010 № 10, яка визначає ліцензійні умови з постачання природного газу за нерегульованим тарифом, знов залишила відкритим питання про затвердження граничного рівня ціни на природний газ без можливості нарахування інших надбавок. Це ставить українських незалежних трейдерів у неринкове становище, та позбавляє можливості не тільки отримати прибуток, а й погасити витрати, пов'язані із постачанням природного газу, до яких, зокрема, відносяться витрати на заробітну плату, витрати на організацію робочого процесу, витрати на використання транспортних засобів, витрати на оренду офісних приміщень, витрати на відкриття та обслуговування банківських рахунків, витрати на поштовий, телефонний зв'язок тощо. При цьому, наприклад, при встановленні ціни для НАК "Нафтогаз України", до граничної ціни за газ включаються усі можливі витрати, надбавки та встановлений рівень прибутку".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В общем эксперты характеризуют изменения на газовом рынке как положительные, способствующие формированию модернизированного рынка и снижению возможностей для злоупотребления газопоставщиками. Участникам рынка надо обратить внимание на следующие новшества: понятие "потребитель" уточнено, в связи с чем деятельность по продаже природного газа, не связанная с поставками конечному потребителю, не является лицензируемым видом деятельности; формировать страховой резерв могут исключительно поставщики газа и только в натуральной форме; облгазам запретили заниматься поставкой газа, разграничив тем самым деятельность по поставке и транспортировке газа. Из недостатков эксперты обращают внимание на неурегулированность вопроса о предельной стоимости газа, вследствие чего газотрейдеры могут понести значительные убытки.
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1890.html