Проблемы ЖКХ не дают покоя ни гражданам, ни местным властям, ни обслуживающим организациям
Аббревиатура "ЖКХ" вызывает у подавляющего большинства населения нашей страны не самые приятные эмоции. Правоотношения в этой сфере складываются непросто. Жильцы жалуются на плохое качество обслуживания, бюрократию, безответственность и часто даже беспредел в жилищно-коммунальном хозяйстве. Причем "незлым тихим словом" вспоминают и о государственных, и о частных ЖЭКах, и об ОСМД.
Проблемы ЖКХ не дают покоя ни гражданам, ни местным властям, ни обслуживающим организациям. О том, как защищать свои права в жилищно-коммунальных войнах, шла речь в ходе интернет-конференции на портале ЛІГА:ЗАКОН. На вопросы участников конференции отвечала заместитель председателя Национальной правовой палаты, адвокат Анна Самойленко,
Согласно п.1 ст.19 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах", отношения между потребителем и ЖЭКом осуществляются исключительно на договорных условиях, поэтому необходимо быть предельно внимательными и продумать каждый пункт такого договора. Никто не имеет никакого законного права принуждать вас заключать договор с ЖЭКом на тех условиях, которые вас не устраивают, акцентирует внимание Анна Самойленко. Согласно ст.ст.627, 628 ГК, стороны сами определяют и согласовывают условия договора, которые не должны противоречить действующему законодательству Украины. Таким образом, вы можете предложить ЖЭКу свой проект договора о предоставлении услуг по содержанию дома и придомовой территории.
Немало неудобств у жильцов возникает с водоснабжением домов. Полезно знать, что в случае планирования перерыва в предоставлении услуг по водоснабжению ЖЭК обязан сообщить об этом через средства массовой информации, а также в письменном виде, не позже чем за 10 дней до наступления перерыва (за исключением перерыва, наступившего в результате аварии или действия непреодолимой силы). В сообщении обязательно указываются причина и время перерыва в предоставлении соответствующих услуг. Кстати, порядок отключения воды и электричества может быть предусмотрен условиями договора, заключенного с ЖЭКом.
Также Законом "О жилищно-коммунальных услугах" определено право потребителя получать необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, о структуре цены/тарифа, нормах потребления, порядке предоставления услуг, их потребительских свойствах. В случае, если исполнитель/производитель ЖК-услуг не предоставляет необходимую информацию (в частности, в счетах на оплату), потребитель вправе письменно обратиться к соответствующей организации. Такое обращение должно быть рассмотрено и принято решение в срок не более одного месяца с момента его поступления.
На частный ЖЭК можно жаловаться в Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины, которое является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной политики по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики. Именно оно определяет порядок формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и осуществляет контроль в жилищной сфере. Также можно обратиться в службу защиты прав потребителей, государственную инспекцию по контролю за ценами. Как советует Анна Самойленко, учитывая бюрократическую волокиту, лучше в судебном порядке решить спор о некачественном предоставлении услуг и возможности перерасчета выставленных платежей.
В случае же некачественного предоставления или непредоставления услуг ОСМД сообщить ей об этом можно в устной или письменной форме. "Чтобы обезопасить себя, лучше, конечно же, обратиться в письменной форме, - рекомендует Анна Самойленко. - Поэтому пишите жалобу и направляйте ее ценным или заказным письмом с уведомлением о вручении". Представитель ОСМД, получив такое письмо, обязан определить и зафиксировать точное время и дату установления факта непредоставления услуг, предоставления их не в полном объеме или проверки количественных и (или) качественных показателей предоставления услуг.
По результатам проверки в двух экземплярах составляется акт-претензия о некачественном предоставлении или непредоставлении услуг, который подписывается инициатором жалобы и представителем ОСМД. Именно акт-претензия является подтверждением того, что услуга вам не предоставлялась, или предоставлялась некачественно, а также, основанием для проведения перерасчета.
Кстати, если представители ОСМД не явятся на проверку, вы имеете полное право сами составить и подписать акт-претензию, который будет считаться действительным, если его подписали минимум два других потребителя (например, соседи). Данный акт-претензию также необходимо направить ОСМД заказным письмом с уведомлением о вручении. ОСМД обязана рассмотреть акт и сообщить в течение трех рабочих дней об удовлетворении претензии или об отказе в удовлетворении с обоснованием причин такого отказа. В случае невозможности решения этого вопроса мирным путем, придется обращаться в суд.
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ |
2. Гражданский кодекс Украины.
3. Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах".
4. Закон Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома".
5. Закон Украины "О защите прав потребителей".
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/1998.html