Ассоциация представителей БТИ считает, что вступление в силу нового порядка регистрации прав на недвижимое имущество в 2012 году повлечет за собой много негатива для собственников недвижимости и для государства в целом.
15 марта 2011 года в пресс-центре Информационного агентства ЛІГАБізнесІнформ состоялась пресс-конференция представителей Всеукраинской ассоциации бюро технической инвентаризации (БТИ) на тему: "Уничтожение действующей системы регистрации прав собственности и технической инвентаризации недвижимости в Украине в процессе так называемой реформы Министерства юстиции Украины".
Под "так называемой реформой" представители БТИ имеют в виду принятые 11 февраля 2010 года изменения к Закону Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений", в результате которых Закон полностью изложен в новой редакции. Новая редакция предполагает с 1 января 2012 года регистрацию недвижимости органами юстиции в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (Государственном реестре прав).
Выступившие на пресс-конференции предрекли хаос в деятельности по регистрации права собственности на недвижимость и в инвентаризации в связи со вступлением в силу изменений к Закону.
Практически все выступления представителей БТИ из разных областей Украины, коснувшиеся как истории функционирования этих органов, начиная с 20-х годов прошлого столетия, так и проблемных моментов в настоящей деятельности БТИ, содержали критику действий и намерений Министерства юстиции, сводимую к следующему.
Представители БТИ считают, что в изменениях к Закону совершенно не учтен опыт работы отечественных БТИ и предпринята попытка перенять опыт чужой (в частности, Германии, России, Грузии и Эстонии), к украинским реалиям не применимый. Параллели можно проводить в этом смысле только с Россией, но там попытка, образно выражаясь, обойтись в регистрации права собственности без БТИ окончилась "утерей (регистрационных - ред.) данных", разрывами в информации и частичным возращением по прошествии времени к прежнему опыту.
Относительно Грузии подчеркивалось, что созданная там система зиждется на "регистрации не титула права собственности, а самого документа о праве собственности (акта)" и реформирована одновременно с реформированием антикоррупционного законодательства. Главным преимуществом тамошней регистрации названа ее полная открытость для общества.
Далее, выступавшие уверены, что положение вещей на сегодняшний день в Украине таково, что при регистрации недвижимости никак нельзя обойтись без постоянного обращения к данным многолетних архивов, равно как без обращения к этим архивам не обходятся судебные разбирательства споров о недвижимости и работа госисполнителей. Причина состоит в тотальном отсутствии оформления прав собственности (называлась цифра в 40% всего частного сектора), тянущемся еще с советских времен.
Самая существенная из высказанных к Минюсту претензий - фактическое увеличение в соответствии с новой редакцией Закона количества органов, так или иначе задействованных в оформлении права собственности на недвижимость. Их количество увеличивается до 4, в цепочку оформителей попадают частные структуры, чья лицензируемая государством деятельность будет заключаться в составлении "индексных кадастровых карт", и нотариусы. Соответственно увеличатся временные и материальные затраты собственников на оформление своей недвижимости, количество их обязанностей по оформлению.
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/2247.html