В последнее время то и дело появляются инициативы властей, затрагивающие каждого без исключения автовладельца. Наиболее многообещающими могут стать планы по отмене техосмотра и доверенностей на управление автомобилем.
Заявленные нововведения в сфере дорожного движения в большинстве своем еще далеки от претворения в жизнь. Поэтому обсуждаемые новшества следует рассматривать в зависимости от степени вероятности их практической реализации. К перечню уже внедренных начинаний можно отнести введение новых водительских удостоверений с определенным сроком действия, а также отмену требования о наличии медицинской справки для водителей и талона предупреждений.
В случае же принятия парламентом президентского законопроекта можно ожидать отмены техосмотра (ТО) и практики выдачи доверенностей на право управления автомобилем. Но старший юрист юрфирмы Cai & Lenard Елена Зайцева рекомендует водителям учитывать, что с момента принятия закона Верховной радой до вступления новых правил в силу проходит определенное время. Ведь документ должен быть подписан президентом и опубликован, или же может содержать оговорку об отсрочке вступления в действие. В связи с этим ГАИ не получает полномочий на его применение, а водители по-прежнему должны придерживаться старых правил.
Технический прогресс
Ко дню ГАИ, который в Украине отмечается 14 апреля, президент решил публично представить свой подарок автомобилистам – законопроект, направленный на ликвидацию чрезмерного госрегулирования в сфере автоперевозок. Этот документ предусматривает освобождение от обязательного ТО всех частных легковых автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств (ТС) вне зависимости от срока их эксплуатации.
Для легковых автомобилей коммерческого использования и грузовых ТС грузоподъемностью до 3,5 т предусмотрено освобождение от технического контроля только в первые два года эксплуатации. В остальных случаях (для такси, коммерческих легковушек старше двух лет, грузовых ТС, автобусов и т. д.) существующий ТО планируется заменить обязательным техническим контролем. Полномочия проводить эту процедуру, согласно законопроекту, передаются субъектам предпринимательской деятельности, обладающим необходимым оборудованием, то есть право на технический контроль при желании может получить любая укомплектованная СТО. Талон на лобовом стекле также может уйти в прошлое. Ведь по результатам техконтроля водители будут получать протокол, а информация о прохождении будет содержаться в общей базе данных.
Отдельно стоит отметить новую роль страховых компаний (СК), которые планируется задействовать в механизме техконтроля. В случае принятия законопроекта СК сможет заключать договор "автогражданки" с владельцем ТС, которое не освобождается от проверки исправности, только при наличии вышеупомянутого протокола. Поэтому действие страхового полиса предлагается ограничить датой очередного техконтроля.
Новый законопроект должен оставить в полномочиях ГАИ только формирование базы данных, куда будет поступать информация от СТО и СК. "Существующая процедура ТО далека от задач, поставленных перед ГАИ действующим законодательством,– считает юрист юрфирмы "Мисечко и Партнеры" Дмитрий Жуков. – Согласно европейским нормам полиция не имеет отношения к ТО, для данной процедуры существуют сертифицированные сервисные центры, у которых нет права 'оштрафовать', 'задержать до выяснения' и т. п. Справедливости ради не стоит упрекать органы ГАИ в явном нежелании проводить качественные техосмотры ТС, так как зачастую у них попросту отсутствует надлежащее оборудование. Однако необходимость подавать при прохождении ТО права, полис ОСАГО, протокол техосмотра и, до недавнего времени, медицинскую справку создает дополнительные сложности для водителей".
Согласно законопроекту от обязательного прохождения техосмотра предлагается освободить только владельцев частных автомобилей. Для коммерческой легковой техники может быть установлен «льготный» период лишь на первые два года эксплуатации
Пока судьба ТО решается на законодательном уровне, водителям нужно обратить внимание на то, что уже сейчас из перечня необходимых для прохождения ТО документов исключаются медсправки и талоны предупреждений. По словам Дмитрия Жукова, стоит также учитывать положение Налогового кодекса, согласно которому при прохождении ТО в нынешнем году владельцы авто освобождаются от уплаты налога за 2010 год. Но в целом автомобили, у которых на лобовом стекле красуется розовый талон с цифрой "2011", пока должны проходить ТО в ранее установленном порядке до 15 декабря 2011 года. Несложно предположить, что владельцы этих ТС в большинстве своем, как и в прошлые годы, воспользуются услугами посредников, организовывающих за определенный "гонорар" получение талона о прохождении ТО без фактической проверки исправности автомобиля.
Следует отметить, что среди водителей присутствует определенное недоверие по отношению к большинству инициатив, регулирующих дорожное движение. Например, автомобилисты опасаются, что процесс отмены обязательного ТО чересчур растянется во времени, плюс в конечном итоге появятся новые механизмы контроля исправности ТС. В частности, существует риск появления манипуляций и злоупотреблений в цепочке СТО–СК, которые будут допущены к проведению техконтроля.
Правовой предел
Основным, уже вступившим в силу, новшеством нынешнего года стало введение водительского удостоверения, соответствующего новой редакции Венской конвенции о дорожном движении. Главным отличием новых национальных водительских прав является срок действия, длительность которого составляет 50 лет. В связи с этой инициативой ГАИ в СМИ была распространена информация о необходимости замены старых прав в случае выезда за рубеж.
"Однако национальные водительские удостоверения, выданные до 29 марта 2011 года в соответствии с требованиями конвенции остаются действительными в течение всего срока их действия,– отмечает Дмитрий Жуков. – Ввиду того, что срок действия украинских прав был неограниченным, выезд за границу по старым национальным водительским удостоверениям, невзирая на некоторые недавние заявления ГАИ, возможен без каких-либо негативных последствий".
Для того чтобы в зарубежной поездке водитель чувствовал себя в полной безопасности, юристы рекомендуют обзавестись международными правами. "В каждой стране действуют свои национальные законы и правила, которые предусматривают абсолютно разные порядки допуска лиц к управлению ТС,– уточняет руководитель Национальной правовой палаты, адвокат Анна Самойленко.
– Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей за границей, следует оформить международное водительское удостоверение, которое будет действительным в странах, ратифицировавших Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Международное удостоверение, которое используется только во время управления ТС за пределами Украины, по заявлению водителя может выдать подразделение ГАИ на основании наличия национальных прав. Такое удостоверение без сдачи экзаменов предоставляется на три года".
Другие правила
Почти все изменения и дополнения к правилам дорожного движения (ПДД) обсуждаются весьма бурно. "В СМИ постоянно появляется информация, касающаяся многочисленных изменений ПДД, но далеко не все из них однозначно воспринимаются не только водителями, но и представителями власти. Поэтому не все поправки, о которых много говорят, действительно принимаются и становятся общеобязательными нормами права,– комментирует Анна Самойленко.
– В то же время процедура принятия постановления Кабмина об изменении ПДД достаточно проста. Именно поэтому ПДД являются очень динамичным нормативно-правовым актом, который может быть изменен буквально на ближайшем заседании правительства". Следовательно, автовладельцам стоит внимательно следить за принятыми новшествами и сроками введения их в действие.
Как отмечает Елена Зайцева, 14 апреля вступил в силу закон, отменяющий талон предупреждений и расширяющий ряд полномочий ГАИ. Имеется в виду возвращение ГАИ права рассматривать дела о превышении скорости более чем на 50 км/ч, о непредоставлении преимущества в движении ТС со специальными световыми и звуковыми сигналами, а также о нарушениях правил остановки и стоянки. Кроме того, с 14 апреля автоинспекция получила право составлять протоколы о самовольном оставлении места ДТП и нарушении правил установки специальных световых или звуковых устройств.
"С 19 сентября 2011 года начнут действовать новые правила относительно освобождения застрахованных водителей от административной ответственности в некоторых случаях нарушения ПДД с повреждением ТС, право при определенных условиях оставлять место ДТП и не информировать о нем ГАИ, а также изменения в правила ОСАГО, регламентирующие случаи отказа в возмещении по страховым полисам",– добавляет госпожа Зайцева.
Помимо возможного упразднения ТО, облегчить жизнь водителям может отмена требования нотариального заверения доверенности, которую сегодня нужно иметь при себе, садясь за руль чужого автомобиля. По мнению Анны Самойленко, принятие данной нормы существенно упростит процедуру передачи ТС в управление другим лицам и позволит сэкономить на оформлении доверенности.
"После отмены доверенности владелец машины должен будет подать в ГАИ данные всех лиц, кому доверяется управление машиной,– говорит Дмитрий Жуков.– Они будут внесены в единый электронный реестр, с которым планируют сверяться сотрудники ГАИ на местах. Плата за введение информации в реестр взиматься не будет". Данная инициатива включена в президентский законопроект, поданный в парламент 14 апреля, и может быть проголосована в пакете с отменой ТО.
Мария Бабенко, Коммерсантъ - Авто // от 28.04.2011
Адрес этой страницы: http://npp.com.ua/news/2309.html